Продолжаем принцессные посиделки! Весь цикл можно прочесть в подборке, а сегодня у нас на очереди мультфильм 2016 года, Моана.
Впервые мультфильм я посмотрела пару дней назад, перед написанием этой статьи. Пишу по полностью свежим впечатлениям и не могу сравнить с прошлыми просмотрами.
Первое, что хочется сказать: мультфильм мне понравился. Не побоюсь даже заявить - перед нами хороший пример современного мифотворчества. Не идеальный, но хороший.
Из недостатков хочется выделить ключевой: форма сильно вредит содержанию. При грамотно выстроенном сюжете, неплохих персонажах и красивой картинке, мультфильм постоянно мельтешит и старается шутить, где это нужно и нет. К концу просмотра у меня неплохо так гудела голова. Будь история немного более плавной смотреть было бы приятнее, да и ощущалось бы происходящее серьёзнее и масштабнее. Также слишком тяжким получается ощущение буфанады.
Теперь о хорошем, то есть о сюжете. Меня радуют два момента: дисней оставил детско-родительскую линию и отправляет героиню в путешествие. Если вы читали прошлые статьи, то помните как я сожалела о принесении возможностей персонажа в угоду сюжету. Особенно сокрушаясь по Белль из Красавицы и Чудовища.
При этом о персонаже Моаны мне толком нечего сказать. За время просмотра мультфильма я так и не поняла какова она. В контексте большинства героинь цикла этот факт по-своему ироничен: обладательница одной из лучших историй почти ничем не выделяется из череды своих "подруг".
Первая треть мультфильма достаточно слаба и вызывает всего одну реакцию: опять. Опять умница-красавица мечтающая о чём-то непонятно-недоступном. Нюансы вроде объективной опасности её мечтаний мало меняют ситуацию: Ариэль тоже не иллюзорно рисковала своей жизнью. Какой-то изюминки и отличительной черты у Моаны нет. В этом отношении она типичная диснеевская принцесса.
При этом мотивация поступков героини прописана максимально просто и понятно. Нет ни одного момента, где хотелось бы придираться в духе: а откуда, а почему, а зачем, а как же? Нет, всё очень складно и хорошо.
Остальная часть истории много занимательнее, тем более мы добираемся до заявленного в начале статьи современного мифотворчества, которое я считаю лучшим, что есть в мультфильме.
Для глубины понимания нам потребуется немного погрузиться в теорию. В мифах характерно восприятие мироздания через три эпохи: время богов, время героев и время людей. Где боги создают мир, герои создают культуру, люди живут в условно нашей с вами реальности.
В Моане у нас современная картинка: время богов прошло, время героев тоже осталось в далёком прошлом. Основное действующее лицо человек, что соответствует действительности. При этом вопросы требующие решения находятся в плоскости потустороннего. Такое сочетание и даёт нам современное мифотворчество: соблюдение законов мифа в нестандартных для него обстоятельствах. Почти все классические мифы повествуют о первых двух эпохах.
На этом моменте стоит поговорить о Мауи. Я не специалист по гавайской мифологии или мифологии региона, поэтому не буду судить как и какие исходники переделали в мультфильме. Вместо этого скажу, что показанный персонаж...мне нравится. Он вполне соответствует тому, чем должен быть: культурным героем-трикстером.
Да, образ упрощён до предела и страдает от формы постановки, но его роль в истории и персонаж прописаны хорошо. Он непосредственен, плутоват, склонен обманывать, при этом сам обманывается, он создаёт культуру, но одновременно выступает и как разрушитель природного цикла, умеет менять обличия и.т.д.
Характеристики данные персонажу соответствуют должным принадлежать образу. При этом Мауи - это культурный герой нашего времени. Его время прошло, он в изгнании и частичном забвении, он это совершенные им когда-то подвиги и преступления, а не кто-то живой и действующий сейчас. Не могу сказать, что эта мысль в мультфильме идеально отражена, но она есть и даже показана.
При этом без создавшего культуру Мауи невозможно двигаться дальше: как минимум Моане нужен наставник и учитель. Тот, кто проведёт её через враждебное и чуждое человеку Потустороннее. Без него не пройти инициацию и не приобщиться к Культуре. Если что это всё о происходящем от спуска в местный филиал ада за клюком Мауи и до почти до конца. Это хорошо, глубоко и сильно.
Далее о плюсах, собственно сама инициация главной героини, которая растянута на весь хронометраж мультфильма. Героиня действительно взрослеет, более того тема принятия на себя ответственности за других похвальна.
Здесь же отмечу ещё один сюжетный элемент, который пришёлся мне предельно по вкусу: возвращение сердца.
Создатели замечательно объединили изначальную проблему смерти природы с утратой сердца богиней земли. Так просто же было сотворить пафосную битву с демоном с последующей победой добра над злом.
Вместо этого нам показали разрушительный аспект божества, утратившего созидательную силу-сердце. И следствие необходимости вернуть эту силу, восстановив баланс между Землёй и Океаном - ключевыми божествами в рамках мультфильма.
Подобное погружение в мифологизм очень радует. Как и частичное, к сожалению не развитое до конца, объяснение причин "Избранности" Моаны мне нравится. Она не особенная, а проходит инициацию и в этом вся суть.
На этом предлагаю перейти к обобщениям и выводам: мультфильм хороший и будь немного смелее был бы ещё лучше. Попытки постоянно веселить и развлекать зрителя идут ему сильно в минут. Чуть более серьёзный тон и чуть более плавное повествование бы сделало историю и вовсе замечательной.