Гиперинфляция в Зимбабве началась в конце 1990-х годов и была вызвана неудачной земельной реформой. Специалисты оценивают инфляцию в её пиковой фазе (ноябрь 2008 года) более чем в 79 млрд %. Чтобы сходить за хлебом, гражданам Зимбабве требовалось по несколько сумок наличности, а использовать бумажные купюры «не по назначению» оказалось выгоднее, чем покупать за них средства гигиены или материалы для растопки печи.
Передел земель в независимой Зимбабве
Зимбабве, являвшаяся колонией Великобритании, получила независимость от неё в 1980 году. В те годы подавляющим большинством плодородных пахотных земель страны владели белые европейские фермеры. Лидеру страны, Роберту Мугабе, являющемуся представителем народа шона (этнического большинства Зимбабве) это не нравилось. Став президентом, он решил исправить «дисбаланс колониальной эпохи», дав больше прав и возможностей чернокожим гражданам.
Мугабе начал проводить земельную реформу, в ходе которой планировалось добровольно и на возмездной основе передавать земли европейцев местному населению. Великобритания не была против, и даже, первое время, помогала деньгами. Только вот процесс шёл крайне медленно, часто интересы покупателя и продавца не учитывались. К 2000-м годам землю стали делить в ускоренном темпе, нарушая все правила. Передел земли сопровождался насилием, и иностранные инвестиции в страну постепенно прекратились.
Через несколько лет, не получив какой-либо компенсации, свои земли потеряли около 4500 фермеров-европейцев. Личный же клочок земли получили почти 300 тысяч африканских темнокожих семей. Позднее именно эту ситуацию назовут одной из причин гиперинфляции в Зимбабве. Ситуация осложнялась и тем, что Зимбабве участвовала во Второй конголезской войне, пытаясь потеснить Южно-Африканскую республику.
Уже в начале 2000-х годов, когда земли были поделены, начался стремительный рост цен на продукты питания. Местные жители ничего не знали о сельском хозяйстве, не знали, что даже если речь идёт о небольшом земельном наделе, требуется вкладывать в него время, деньги и прочие ресурсы (например, закупать хорошие семена). Зимбабвийцы не были готовы к тому, что поля и сады, засеянные европейцами, не смогут давать урожай вечно. Когда они работали на европейских господ, им казалось, что всё происходит само, а на них просто нагло зарабатывают, но оказалось, что это не совсем так. Теперь многие ранее плодородные земли превратились в пустоши, а сельское хозяйство страны пришло в упадок.
Национальная валюта Зимбабве и экономический кризис
Вместе с независимостью Зимбабве получила и свою новую валюту ― зимбабвийский доллар, который заменил собой родезийский доллар. Но земельная реформа пошатнула экономику и цены стали расти. Банковский кризис привёл к тому, что даже немногие граждане, умевшие обращаться с землёй, не могли взять кредиты на развитие сельского хозяйства.
Сильнее всего пострадала наиболее прибыльная, табачная, отрасль, ранее обеспечивающая значительный приток валюты в страну. Государственные же расходы росли, развивалась и коррупция, что привело к экономическому коллапсу. К 2001 году инфляция уже описывалась трёхзначными числами, то есть превышала 100%. Проблему всё ещё можно было решить путем повышения налогов и изменения государственной политики, но зимбабвийцы могли начать серию протестов, чего власти очень опасались. И правительство «включило печатный станок».
В 2007 году президент Мугабе заявил в открытую, что при нехватке денег их допечатают. К этому времени инфляция составляла 4500%. Печатный станок работал, а цены росли. Правительство же поручило владельцам бизнесов сдерживать рост цен. Тогда из магазинов исчезли почти все основные продукты ― мясо, хлеб, молоко, крупа, сахар и мука. Бизнесмены не хотели продавать еду по «рекомендуемым» ценам ― то есть работать себе в убыток. За неповиновение тогда оштрафовали более 5 тысяч человек.
В 2008 году цены всё же отпустили: теперь булка хлеба стала стоить 5 млн зимбабвийских долларов, куриная тушка ― 15 млн за килограмм. Так, банка дешёвого пива 4 июля 2008 года в 17 часов местного времени оценивалась в 100 млрд долларов Зимбабве, а уже к 18 часам ― 150 млрд. Цены менялись несколько раз в день. Те, у кого была иностранная валюта, закупались на «чёрном рынке» ― это было выгоднее, чем платить зимбабвийским деньгами, стоившими дешевле пыли.
На пике гиперинфляции
Цены же всё галопировали: статистика не публиковалась, но, по подсчётам экспертов, 14 ноября 2008 года годовая инфляция составила 89,7 секстиллиарда % ― это цифра с 42 нулями! На пике инфляции, к 2009 году центробанк Зимбабве выпустил купюру в $100 трлн, но спустя считанные дни на неё даже невозможно стало купить талончик на автобус. Директор зимбабвийского Резервного банка, Гидеон Гоно, за «игры со столь широким спектром цифр» был награждён пародийной Шнобелевской премией.
Государство не справлялось со своими обязанностями: зарплаты не платились, вода, газ и электричество регулярно отключались. Безработица достигла 85%. Тогда правительство решило официально «похоронить» доллар Зимбабве. Теперь самые крупные купюры наиболее выгодно можно было продать иностранным коллекционерам, занимающимся бонистикой.
Запрет и возвращение доллара Зимбабве
Последний курс доллара Зимбабве, перед его выводом из обращения 12 апреля 2009 года, составлял 35 квадриллионов за один доллар США. Теперь в стране официально «ходили» южноафриканский ранд, американский доллар и некоторые другие валюты. Рост цен остановился: страна даже вышла на уровень дефляции в 2,3%.
Бумажных денег теперь не хватало, потому часть платежей происходили в электронном виде, а часть обеспечивалось местными облигациями. Импорт значительно превышал экспорт. Тогда зимбабвийцы обратили внимание на криптовалюту.
В 2017 году белым европейским фермерам, которых уже осталось лишь пара сотен, стали возвращать отнятые земли, пообещав компенсации и надеясь, что страны Запада снимут со страны санкции. Но снятия санкций не произошло.
Чтобы контролировать цены, в 2019 году было решено вернуть зимбабвийский доллар ― в виде RTGS-долларов (дословно ― «валовые расчеты в реальном времени»), но американский доллар запретить. Люди сразу побежали в банки, но старых-новых денег на всех не хватало.
Инфляция в Зимбабве сегодня
В 2022 году прирост цен составлял менее 97% в год. Для сравнения: в 2020 году, на фоне засухи и пандемии ковида, инфляция составляла 837%. Эксперты утверждают, что инфляция в Зимбабве скоро вновь разгонится и девальвация доллара Зимбабве уже не за горами.
Мой Телеграм и ещё несколько интересных статей: