Найти тему
Топ-топ арт

Неожиданный Альфонс Муха

Для меня Альфонс Муха - очень яркий, просто-таки определяющий стиль эпохи художник. Стиль модерн. Графика его плакатов и панно - незабываемая. Поражает живая декоративность линий, простота и чистота цвета, совершенство композиций в произведениях, назначение которых было сиюминутным. Это, собственно просто тогдашняя реклама: афиши и объявления. Техника соответствующая: литография.

Характер искусства начала прошлого века.

Вот некоторые работы из альбома, напечатанного лет сорок назад и сохранившегося у меня.

Альфонс Муха. Рубин. Из цикла "Четыре драгоценных камня"
Альфонс Муха. Рубин. Из цикла "Четыре драгоценных камня"
"Жисмонда" и "Самаритянка". Театральные плакаты.
"Жисмонда" и "Самаритянка". Театральные плакаты.
"Знаки зодиака"
"Знаки зодиака"

Другие работы из альбома, биография и статья о художнике есть в публикации, которую можно посмотреть по ссылке на моём сайте.

Мне всегда казалось, что эти произведения - главное в его творчестве. Они настолько совершенны, выразительны, там столько чувства и стиля, что этого более чем достаточно, чтобы оставить заметный след в искусстве.

И вот, оказалось, что мне неизвестно то, что он считал главным в своей жизни и творчестве. На самом деле я сама удивляюсь, и мне неловко: почему я узнаю о "Славянской эпопее" Альфонса Мухи только сейчас, и то почти случайно, из интернета?

Наверное, потому, что историю искусства у нас преподают по программе, составленной неведомо когда и не очень ведомо по каким критериям. А сама я не много усилий делала, чтобы расширить свой кругозор, а зря. Наверное, в советские времена были какие-то тонкости идеологии, которые требовали не упоминать в программе истории искусств для учебных заведений о грандиозном цикле картин "Славянского эпоса" Мухи.

А это ни много ни мало 20 (!) монументальных живописных картин размером 6х8 (шесть на восемь!) метров, посвященных единству славянских народов. Тема огромного значения. Есть и полотна, рассказывающие о событиях русской истории, например, об отмене крепостного права, где всё происходит на фоне собора Василия Блаженного.

Стилистика соответствует задачам. Полумистические сюжеты с парящими героями-титанами, классически совершенная композиция и академическое качество лепки формы и чистоты цвета. Впечатление мощное и очень сложное. Ничего общего с известными всем декоративными панно. Скорее, вспоминается наш Илья Глазунов... просто потому, что его-то картины я видела раньше. Ещё почему-то Васнецов и даже Константин Васильев. (Хотя он-то тут вообще при чём?)

Славяне на исконной родине
Славяне на исконной родине

Отмена крепостного права на Руси
Отмена крепостного права на Руси

Апофеоз истории славянства
Апофеоз истории славянства

Все картины цикла можно найти в интернете, а вот можно ли их сейчас увидеть в натуре, не ясно. Кажется, их очень сложно экспонировать...

Но место в истории искусства у них есть. Отдельное от модерна прикладных панно. По-моему, совсем отдельное.

А вам нравятся эти картины?

Подпись под роликом:

Серия из 20 широкоформатных картин Альфонса Мухи, вдохновленная историей славянских народов, вновь нашла приют в Моравском Крумлове. Вы будете поражены монументальностью и прекрасным исполнением картин, которым Муха посвятил себя на протяжении 18 лет при огромной финансовой поддержке Чарльза Крейна. До сих пор одаренный город Прага так и не построил достойного здания для этого умопомрачительного дара, как обещал, - пройдет уже 100 лет... Так что вы можете увидеть это чудесное произведение (после всех видов недостойной борьбы) еще раз. по крайней мере в Моравске Крумлове.