Рассказывать о гениальных людях очень интересно, поскольку каждый миг их жизни преисполнен тайной значимостью и волшебной связью событий. Снимать же про такого человека кино – это ещё вдобавок и приключенческое занятие, поскольку режиссер должен подойти к биографии гения с творческим замыслом уловить суть его образа, а ещё он может подрисовать исторические детали - как вымысел в угоду законам жанра. При просмотре сериала Шаляпин Егора Анашкина хорошо иметь ввиду и то обстоятельство, и другое.
Начнем по порядку. Сериал "Шаляпин" начинается в 1885г. в Казани. Для кинематографистов время это никак не догма, и любопытному зрителю надо понимать, что 1885 год в кино понятие весьма расплывчатое. Так, к сапожному ремеслу отец дважды пробовал приобщить Федю Шаляпина (13.02.1873-12.04.1938) в 1881-1883гг., а не в 1885г. как указано в сериале. И второй сапожник Андреев не выгонял мальчонку из мастерской за порчу материала, как в кино, - он сам оттуда успешно сбежал. Шаляпин в книге "Страницы моей жизни" написал так: “Весною (1883 – О.Д.), как только потеплело и можно было выйти на улицу босиком, я заявил отцу, что не могу работать, - болен.”
Били, конечно, в сапожной мастерской, пока учили делу. Но по настоящему выгонял мальчишку осенью 1882г. токарный мастер – “Но через некоторое время хозяин, изругав меня, повернулся ко мне спиной. Я показал ему язык, а он увидел это в зеркале.” С токарем у отца Шаляпина, таким образом, также ничего не получилось, как и с сапожником.
Сыну суждено было петь. С 1882г. Федя уже пел в церковном хоре дискантом. Позже, в 1884г., в Казань приехала опера и жизнь нараспев поразила Федю - "Господи, - думал я, - вот, если бы везде - так, все бы пели, - на улицах, в банях, в мастерских!" Например, мастер поет: “Федька, др-ра-атву!” - А я ему: “Извольте, Николай Евтропыч!” В сериале мальчонка примерно так и напевает в сапожной мастерской. Закончив "возиться с дратвой", в 1883-85гг. Шаляпин обучается в двухклассной начальной школе Башмакова. Затем до сентября 1885г. работает писарем в ссудной лавке А.А.Печенкина, а затем до конца года учится в ремесленном училище г.Арска.
Ученичество у сапожника всё же дало определенные навыки великому певцу. В Италии при случае он поразил местных сапожников своими умениями в их ремесле, но этот факт в сериале не отражён. И вообще заграничные турне Шаляпина представлены в кино очень слабо. Поэтому возвратимся к родным пенатам.
Между прочим, Марии Петцольд (1882-1964), второй жене Шаляпина, родом из Казани, в 1885г. было всего 3 года. А в 6 серии она (Юлия Снигирь) рассказывает Федору, как она посещала в 1885 году оперу Фауст и поэтому могла видеть на сцене Шаляпина. В принципе такой домысел правдоподобен. “Криминал” здесь в ином, хотя сразу оговорюсь, что в режиссерском плане для создания образа он как раз уместен. В сериале к факту участия юного Шаляпина в качестве статиста в опере Фауст приплетен совершенно другой случай - из 1888г.. В 1 серии показано, что мальчонку посылают из судебной палаты к советнику с документами. По дороге приятель зовет его в театр для участия в опере Фауст, и мальчик в эйфории сценического действия забывает в театре папку с документами.
Как было на самом деле с пропажей документов у пятнадцатилетнего пацана? “Не успевая переписать бумаги за часы службы в палате, я брал работу на дом. Однажды, получив жалованье, я отправился по лавкам покупать чай, сахар и разные припасы для дома; купил для себя какие-то книжки у букиниста. Еду домой и вдруг с ужасом замечаю, что сверток определений палаты я потерял. Это было ужасно.” “Дома меня ждали отец, мать, маленький братишка. Надо было жить. Надо работать. Мать пекла какие-то пироги и продавала их на улице по кускам. Этим не проживешь.” В 14-15 лет у мальчика ломался голос и петь его не брали.
5 лет жизни будущего певца в сериале пропущено. Следующей датой на экране возникает надпись - Нижний Новгород, 1890г. 17-летний Федор Шаляпин работает крючником (грузчиком) на пристани и встречает здесь труппу Самарского (Иван Агапов), проникаясь глубокой симпатией к актрисе-солистке Тане Репиной (Катерина Шпица), жене баса труппы и пьяницы Шульгина (Сергей Селин). Надо отметить, что весь период 1890г. в жизни певца немало изменен в интересах эффектного киносценария. В 16-летнем возрасте Федор решает покинуть родителей и отправиться на пароходе из Астрахани (куда они перебрались) вверх по Волге - на ярмарку в Нижний Новгород, до которой, увы, он так тогда и не добрался. “Деньги я уже проел, а новая команда была не так добродушна, как прежние. В Самаре я попросил крючников (на пароходе, тянущем баржи – О.Д.) принять меня работать с ними.” В Казани Шаляпин отстал от парохода и остался в родном городе, в Нижнем он окажется гораздо позднее. Весьма недолгий период работы крючником по пути из Самары в Казань прочно вошел в легенды о Шаляпине.
1889-1890гг. В Казани “Я стал усердно искать работы и только после долгих поисков мне дали переписку бумаг по 8 копеек за лист в духовной консистории.” “Мне уже минуло 17 лет. В Панаевском саду играла оперетка. Я, конечно, каждый вечер торчал там. И вот однажды какой-то хорист сказал мне: -“Семенов-Самарский собирает хор для Уфы, - просись!”. “Набравшись храбрости, я подошел к нему (Самарскому – О.Д.) в саду, снял картуз. “Что Вам? Ага! Придите ко мне в гостиницу, завтра.”
Так Федор оказался у волжско-камской гостиницы. Швейцар поначалу его не пускал, но петь зычно под окном Шаляпину, как в сериале, не пришлось, - наверх к Самарскому был послан мальчик спросить о визитере. Сцена заключения контракта с Самарским за 15 рублей в месяц передана, впрочем, в сериале близко к правде, хотя в итоге они подписались, кажется, всё же на 20 рублей. Никакой Тани в тот момент в том номере не было, тем более выдуманного баса Шульгина (это собирательный персонаж). Однако всё же некая Таня в труппе Самарского была. “Таня Репникова, второстепенная артистка нашей оперетки, была женщина лет тридцати, шатенка, с чудными синими глазами и очень красивым овалом лица. Я был неравнодушен к ней, но не только не смел ей сказать об этом, а даже боялся, чтоб она не заметила моих нежных чувств. Она же относилась ко мне ласково и просто, как старшая сестра.” Гораздо позже Таня в Златоусте познакомила Федора со своим мужем-актером комиком, о существовании которого юноша не подозревал.
Пропойца-бас нужен сценаристам для того, чтобы пояснить, как Шаляпин стал солистом у Самарского. В сериале Фёдор поет Мельника из оперы Русалка Даргомыжского. Дело, как говорится, было почти так. Но пел впервые в жизни Шаляпин в качестве солиста на сцене всё-таки партию стольника из оперы Монюшко “Галька”. Помощник режиссера, а по совместительству бас труппы Сценариус пел её фальшиво, капризничал, отказывался исполнять оперу, дескать не его это дело. Делать было нечего – предложили спеть Шаляпину. Возможно, Ильдар Абдразаков, замечательный бас, поющий за Шаляпина в сериале, не имеет в своем репертуаре произведения этого польского композитора. Возможно, ария Мельника просто более знакома широкой аудитории. К тому же Шаляпин её замечательно пел, и благодаря Мельнику его первая жена Иола Торнаги (Мария Смольникова) обратила на него внимание в 1898г.
Сцену в антракте дебютного выступления Шаляпина сценаристы творчески переработали, впутав в неё обиженного баса Шульгина, отодвинувшего в сторону пень во время самого действия. Как же было на самом деле в антракте выступления, которое запомнилось гению на всю жизнь? Шаляпин “Кланялся и задом отходил к своему креслу. Но один из хористов - Сахаров, человек, занимавшийся фабрикацией каучуковых штемпелей и очень развязный на сцене, зачем-то отодвинул мое кресло в сторону. Разумеется, я сел на пол. Помню, как нелепо взлетели мои ноги кверху. В театре раздался громовой хохот.”
Создатели сериала довольно бесцеремонно обошлись с антрепренером Самарским, сыгравшим большую роль в жизни гения. Во-первых, их “маленькая ложь” касается условий оплаты выступлений Шаляпина. За дебютный успех якобы Самарский отделался подаренными часами и отказался повышать жалованье, хотя и чествовал юное дарование безудержно. Это правда, что жалованье у Федора осталось на уровне хориста, но дело было вовсе не так. “Потом мне поручили партию Фернандо в "Трубадуре", а Семенов-Самарский прибавил пять рублей. Я отказывался от прибавки, говоря: “Мне уже достаточной наградой служит тот факт, что я играю.” Но антрепренер убедил меня: “Пять рублей - деньги не лишние.” 15 марта 1891г. Самарский в благодарность за верную службу искусству устроил бенефис Шаляпину. “После бенефиса Семенов-Самарский принес мне в конверте 50 рублей - подарок от публики, да кто-то из публики же подарил закрытые серебряные часы на стальной цепочке. Кроме того, от сбора "с верхушек" мне очистилось рублей 30. Я стал богатым человеком. Никогда у меня не было такой кучи денег.”
Читая это, становится обидно за допущенную в сериале домысел в отношении именно Самарского, будто бы он не отпускал Шаляпина на похороны матери. Здесь допущена явная передержка, хотя на похороны в любом случае Федор, конечно, не успевал. Евдокия Михайловна Шаляпина умерла в Самаре 1 ноября 1891г., в это время Федор играл в малороссийской труппе Деркача и находился в Баку. “Я получил телеграмму; в ней было сказано: "Мать умерла. Пришли денег. Отец". Денег у меня, конечно, не было. Хозяину я был должен. Посидев где-то в углу, погоревав, я все-таки решил попросить у хозяина вперед. За 25 рублей в месяц я играл ответственные роли, тогда как некоторые хористы получали по 40. Выслушав меня, хозяин сунул мне 2 рубля. Я попросил еще. - Довольно, - сказал он. - Мало ли кто у кого умирает! Это меня взорвало..”
Из Баку Шаляпин один отправился в Грузию, где в Тифлисе он бесплатно обучался вокалу у Усатова. Фамилия Усатова в сериале только упоминается. А жаль, что только. Благодаря ему Федор спел Мельника.
Продолжение - Сериал Шаляпин. Федор "слезает с дерева" и попадает в императорский театр. Биография певца в ранние годы.
Очерк включен в Подборку Сериалы России (здесь). Смотрите обзоры по историческим фильмам в блоге Друг Истории
Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал исторической аналитики.
Душин Олег, журнал №159, Друг Истории, анонсы публикаций можно видеть на Tелеграмм канале Друг Истории