Найти тему
Читающая семья

Как бы новая история Средневековья

Если вы хотите прочесть компактную и вместе с тем увлекательную и приятную книгу о Средних веках, то книга Джонса именно такой и является. Подзаголовок "Новая история Средних веков" - это просто рекламная уловка. Нового в книге нет ничего. В научном плане. А вот с точки зрения развлекательности книга безусловно предлагает некую новизну. В русском издании книга называется "Силы и престолы", хотя могла быть названа "Власти и престолы" , так как автор обыгрывает название.

История Европы Дэна Джонса от падения Рима до протестантской Реформации не является ни глубокой, ни авторитетной. Но написана хорошо. В манере старой школы Джонс сплетает воедино краткие биографические очерки колоритных людей от Аттилы до Мартина Лютера, с увлекательными рассказами о важнейших событиях, в которых они принимали участие. Он кивает на историографическую моду ровно настолько, чтобы узнать о влиянии изменения климата и спросить, почему европейские страны достигли мирового превосходства в этот период. Но, в конце концов, его напрашивающийся ответ заключается в том, что они просто стали сильнее и богаче, и он рассказывает эту историю без особой критики ее более жестоких аспектов. Тем не менее, получившийся рассказ о Средневековье так же интересен для чтения, как и любой другой.

Итак.«Власти и престолы» начинаются с поздней Римской империи; проходят через различные армии, монахов, ученых, правителей и предпринимателей; и несколько резко обрываются на Мартине Лютере. Книга организована в хронологическом порядке вокруг социальных групп, которые в конкретный момент времени наслаждались моментом известности. Этот подход очеловечивает прошлое, но он также упускает из виду многих важных людей: африканцев (чье присутствие в Европе все чаще документируется), женщин, которые не были правителями или настоятельницами, евреев, которые не были жертвами или ростовщиками (они почти не упоминаются ), музыкантов, крестьян, ремесленников, детей, даже Савонаролу. Это почти исключительно политическая и военная история. Читатели, плохо знакомые со Средневековьем, могут подумать, что это все, что есть.

Беда в том, что так много людей глубоко заняты Средневековьем. Средневековье уже держит нас дома по вечерам, заставляет смотреть «Игру престолов», играть в «Кредо убийцы» или наслаждаться бардкором. Джонс явно извлекает выгоду из этой моды на мечи, пиратов и кольчуги. Зачем еще в названии появились "престолы"? Но он никогда не признает, как сильно мы уже живем в Средневековье, и никогда не говорит нам, почему именно это нас должно волновать. Где мы больше всего похожи на средневековых людей, а где они для нас неузнаваемы?

Этот вопрос важен, потому что наш интерес к Средневековью не является нейтральным. Средневековье, эстетика крестоносцев и викингов особенно любимы сторонниками превосходства белой расы, которые любят воображать, совершенно ошибочно, что Европа в прошлом была населена только белыми европейцами, которые благородно сражались с неверными и победили.

В эпоху, когда средневековая культура легко и явно перепрофилируется для зла, хорошо что есть книга, которая настаивает на изображении глубоких связей Европы с другими частями мира и хочет вернуть Средневековье обратно из плоской, расистской версии. Хорошо, что есть книга, которая так подробно, ярко и радостно повествует о прошлом. Но писать историю империй, грабежей, кровожадности и догм нельзя в вакууме, игнорируя темную сторону их привлекательности. Джонс слегка недооценивает своих читателей, если думает, что можно.