Рисовали в круге... Есть такая техника в арт-терапии. В основном – дети младшего школьного возраста. Выбор материала достаточно широкий – гуашь, акварельные краски, пастель, карандаши.
Обратила внимание на одного ребёнка. Не могла не обратить. Девочке 8 лет. Круг она разделила на четыре равных части, изначально выбрав фиолетовый цвет. Тщательно прорисовала неровными широкими линиями одну четвёртую круга, использовав три цвета. Потом их «сгладила», «спрямила». Остальные части закрашивала полностью одним цветом.
Краску накладывала очень густо, порой буквально выливала из баночки на лист. Отрывала бумажные полотенца и накладывала на рисунок. Попросила ещё листы (и побольше форматом). И большой кистью, а потом и маленьким валиком закрашивала фиолетовым, чуть добавляя белый и оттенок бордово-красного, весь лист. Другие цвета не использовала, основной и много – фиолетовый. Приговаривала всё, как ей нравится этот цвет. Явно получала удовольствие от всего процесса (листайте галерею).
Что ребёнок может чувствовать в данном случае? Какие могут быть проблемы?
Лет до 10-12 рисование – это способ общения и способ выражения своего видения картины мира. Поэтому одна из особенностей рисунка для детей данного возраста – его нестабильность. То есть рисунок в данном случае не продукт творчества, а игра (очень хорошо это видно в работах мальчиков лет 8-9 – «войнушка» на листе бумаги). Это связано со стадией развития рисунка: для детей рисунок – динамическое отражение реальности, то есть не только то, как частично я вижу объекты, а самое главное – как я их переживаю.
Что сделала девочка в данном случае?
Сначала последовала инструкции – рисуем в круге. Но потом настолько эмоционально вдохновилась! И это стало приносить удовольствие. Что очень важно. Дело в том, что в арт-терапии выделяется два направления. Одно – это диагностическое, в котором мы стараемся следовать инструкциям той техники, которую дали. Тогда мы сможем интерпретировать рисунок. Второе – консультативное. Когда мы наблюдаем: а каково ребёнку или взрослому выполнять это задание? Что он при этом чувствует? И здесь мы можем наблюдать такой позитивный эффект как снижение хаотичности работы, высокую эмоциональную вовлеченность, экспериментирование с материалом. Всё то, что мы как раз видим в работе этой девочки. Она очень сильно эмоционально раскрепостилась.
Что здесь интересного в плане цвета?
Интересен первоначальный выбор цвета – тёмно-синий, голубой, а потом переход в фиолетовый. Когда работают с мандалами (рисунок в круге), чаще всего опираются на классификацию цветов Джоанны Келлог. Для неё синий цвет в отношении детей – это работа с матерью, с образом матери, теплом от матери. Ребёнок либо недополучает этого, либо – перебор. Второй момент (переход синего в фиолетовый) – это по сути добавление красного. И здесь идёт работа с агрессией. Притом в хорошем смысле слова: не со злостью, а агрессией, как одной из тех сил, которые у нас есть (в том числе такими как получение удовольствие, умение радоваться и так далее).
Поэтому здесь девочка очень хорошо перешла полностью в фиолетовый цвет, разрешив себе эту агрессию чувствовать. В таком вот пока мягком виде. И в целом, это «благополучный вариант ребёнка». С некоторыми оговорками. Ведь девочке 8 лет. А такая характеристика характерна для детей лет 6. Это говорит о том, что эмоционально ребёнок младше своего возраста. В наше время считается некритичным, потому что свойственно практически всем современным детям.
В этом случае хорошо бы поработать над тем, чтобы ребёнок лучше научился различать эмоции. Это во-первых.
Во-вторых: та же агрессия (или эмоциональные образы) в этом возрасте должны оформляться не просто в цвете, а в метафоре. По идее у девочки должны быть герои, она должна уже не просто «мазюкать» по листу. И в таком случае можно предложить ей следующее: «А давай сделаем фиолетового дракона». Берем перекрывающую фиолетовый цвет краску и рисуем прямо по обильно закрашенному ранее, либо пририсовываем недостающие части "зверя" к кругу. Кстати, дракон – это про внутренние силы, про то, как я ими управляю (помните, «приручить дракона»?). Вот и преображаем «много фиолетового» в волшебного дракона, приручая его.