Меня в интервью Сеймура Херша газете Berliner Zeitung удивила мельком брошенная фраза: "Кроме того, в Норвегии существует ярко выраженная враждебность по отношению к России". Поэтому я с интересом слушала живого норвежца, появившегося в "Полном контакте" у Соловьева.
Подумала - может, он мне сейчас про враждебность объяснит. Что мы им-то плохого сделали?
С первой частью пассажа Херша по Норвегии в том интервью трудно было не согласиться. Люди гибнут за металл.
Сеймур Херш:
"Норвегия - великая морская держава, и у них есть источники энергии на глубине. Они также очень заинтересованы в увеличении поставок природного газа в Западную Европу и Германию. И они это сделали, они увеличили свой экспорт. Так почему бы им не объединиться с США по экономическим причинам?"
И наплевать на многовековое соседство. Дружбу - не скажу. Не помню тесных дружеских объятий.
Однако Гленн выглядел вполне миролюбиво. Даже поговорить согласился. Правильнее сказать - отважился. За что лично ему, конечно, большое человеческое спасибо.
Он сообщил, что норвежская пресса отреагировала на статью Сеймура Херша заголовками, главными словами в которых были "чушь", Херш - "человек, который потерял всякую связь с реальностью", а в публикациях обсуждали личность журналиста, а не содержимое материала.
- Это просто ужас! Здесь идет концентрация отрицания всего этого.
Нехватку интереса к такой шокирующей теме норвежец считает "удивительной". Гленн находит разумным проведение объективного расследования, к которому призвала Россия. И считает, что правительство Норвегии его поддержит.
Почему он решил, что так и будет, подумала я. На каком основании?
- Все-таки повреждена критическая структура на территории Европы, - заметил Гленн.
Маловато будет, подумала я.
Первый импульс после случившегося у них был один - это сделала Россия. Но не последовало никаких доказательств. Зато они увидели буквально "празднование" со стороны властей других стран. Это "многое объясняет" в том числе странную позицию СМИ.
К тому же:
- Норвегия была вторым по величине экспортером газа в Европу. Россия - крупнейшим. Но за последний год Норвегия получила первую позицию. Мы крупнейший экспортер газа в Великобританию, Германию - что раньше было верно в отношении России. Но после подрыва "Северного потока" на следующий день была запущена "Балтийская труба" в Данию и Польшу. Да, здесь есть серьезные экономические интересы, но доказательства экономических преимуществ недостаточно - с точки зрения обвинения в участии в этой диверсии. Но ВПК работает, вопрос обсуждается, поскольку здесь есть выгодоприобретатели военного конфликта.
- А почему вы так вовлечены в этот конфликт? - спросил Соловьев. - Мы не помним, чтоб вы так сильно сражались за свободу Ливии, Сирии, Ирака, Афганистана или Йемена? Чем Украина отличается от этих стран? Я не помню, чтобы норвежцы были так глубоко эмоционально вовлечены в трагедию Сербии, например.
Гленн заметил на это, что Норвегия участвовала в бомбардировках Югославии в 1999 году.
"Союзная сила" - военно-воздушная операция НАТО против Союзной Республики Югославия с 24 марта по 10 июня 1999 года. Американская кампания в рамках операции имела кодовое название "Благородная наковальня" (Noble Anvil). В некоторых источниках фигурирует под названием "Милосердный ангел". 75% атак осуществлял контингент США, но свою авиацию предоставили 13 стран альянса, в том числе и Норвегия.
Это так они глубоко эмоционально погружались...
10% бомб для Ливии были направлены из Норвегии, добавил Гленн. С Сирией то же самое происходило.
- По всему миру... Мы не задумывались, какие будут последствия.
А ведь взрослые люди, подумала я. Вон, сколько научных званий и умных мыслей у него одного, скромного заслуженного норвежца. Если честно, я про себя сказала: "А еще очки надел".
- Думаю, что НАТО поставило себя выше, чем международное право.
Кому от этого легче-то?
- Это просто ужасно, что у нас сейчас есть конфликт с Россией. У нас никогда не было серьезных споров. У нас есть общая прибрежная линия, мы активно и плодотворно работали вместе на Севере, поскольку на юге мы видим, что люди настроены более дружелюбно к России. Мы помним, как Красная Армия во время Второй мировой войны освободила север Норвегии от нацистской Германии. Знаете, не должно быть такого враждебного отношения между странами, но политический класс, с моей точки зрения, поет сейчас под дудку НАТО. Когда мы говорим о Второй мировой войне, то говорим - Россия освободила, но ничего такого серьезного не случилось. Это нарратив НАТО. Но Россия на самом деле пришла, освободила, они спасли, они похоронили своих собственных солдат и отправились домой. У нас нет плохой истории с Россией!
Король Норвегии Харальд V сказал, стоя возле этого памятника: "Мы знаем, каких потерь и жертв это стоило. Те многие солдаты, которые воевали на советской стороне и наши герои тоже. Норвегия благодарит вас. Эти слова останутся высеченными в камне".
Мэр коммуны Сёр-Варангер города Киркенес Сесилия Хансен: "Красная Армия пришла быстро, их было много, они изгнали немцев из Финнмарка. Они - наши освободители. Миллионы советских солдат сложили жизни в войне с нацистами. Если немцы сожгли всё, что было в Финнмарке, то русские, которые оставались здесь ещё год, построили походный госпиталь и спасли жизни многих норвежцев".
Соловьев не удержался и воскликнул:
- Давайте посмотрим на американцев. Они освободили и уехали в тот же день! Они просто военные туристы своего рода. Такой нарратив НАТО.
Не заметив, что его ирония произвела впечатление на собеседника, добавил, что нарратив - лживый. Фейк. Хотя про "военных туристов" мне понравилось. Только тем, к кому они приходят к гости, кажется, не очень нравится. Или не всем, скажем так. И не всегда.
****
Но тут я отвлеклась, потому что на глаза мне попалась статья другого профессора, опубликованная к 75-летию освобождения Норвегии от немецкой оккупации. Свен Холстмарк, профессор Института оборонных исследований, рассуждал - "есть ли у них основания" праздновать эту дату.
"В 1944 году Северная Норвегия освободилась. От Запада или от Востока? 75 лет назад — советские солдаты перешли норвежскую границу районе Якобсельв. С советской точки зрения это решение диктовалось оперативной необходимостью: оккупированный немцами Киркенес был важным опорным пунктом, откуда было удобно обстреливать советскую территорию. Для Норвегии же это положило начало освобождению от немецкой оккупации. 25 октября был занят Киркенес, и небольшие советские силы продвинулись к реке Танаэльв. На этом наступление остановилось, и в коммуне Сёр-Варангер обосновался ограниченный советский гарнизон. В ходе боевых действий в Норвегии в 1944 году погибли от 600 до 700 советских солдат. А предшествовавшее наступление унесло гораздо больше жизней.
В губернии Финнмарк солдат советской 14-й армии приветствовали как освободителей. Норвежское правительство в изгнании получило сообщение о присутствии советских войск в день взятия Киркенеса. В его заявлении, отправленном на следующий день, говорится: "Освобождение Северной Норвегии с радостью и воодушевлением поприветствует весь норвежский народ, он будет и в дальнейшем крепить дружбу между нашими странами".
Однако то обстоятельство, что Норвегию освободил никто иной, как советский солдат, в изначальные планы норвежского правительства никак не вписывалось. За неделю до нападения гитлеровской Германии на Советский Союз бывший премьер-министр и министр иностранных дел Юхан Лудвиг Мовинкель написал премьер-министру Юхану Нюгорсволлу: "Нашими союзниками по демократической борьбе Советы не станут никогда. (...) Убежденные демократы во всех странах уже беспокоятся, не слишком ли тесно мы связали наше будущее с Советским Союзом".
Дальше автор рассказывает о смутных сомненьях союзников, вечно топтавшихся на пороге накануне крупных схваток с фашистскими армадами, предпочитая оставлять их на долю Красной армии, а также о волнении своего правительства, не знавшего, в какую сторону метнуться:
Зимой 1942 года верховный командующий генерал Карл Густав Флейшер назвал советскую оккупацию части Норвегии "менее желательной" в силу "несомненных российских интересов в регионе". Совет обороны, совещательный орган при правительстве, беспокоился, что "немецкие и русские войска столкнутся лицом к лицу на восточной границе Финляндии". Если эта угроза повиснет всерьез, правительство поддержит "британско-норвежские действия по возвращению Финнмарка, чтобы вышеупомянутая возможность не воплотилась в жизнь". Наследный принц Олав писал президенту Рузвельту, что существует "большой риск того, что Россия захочет аннексировать часть Северной Норвегии навсегда".
Вы только вспомните - каким был для нашей страны этот самый сорок второй год.
Я вам больше скажу: "Главу Рабочей партии Мартина Транмеля (Martin Tranmæl), жившего в годы войны в изгнании в Стокгольме, перспективы советского наступления на Финнмарк тоже не радовали: "Это последнее, чего мы хотим".
Глава рабочей партии, Карл! Он же Маркс.
Как бы то ни было, мы пришли, освободили, похоронили наших солдат. И ушли. Комментировать сегодняшние оправдания другого профессора не буду. Просто поставлю комментарии, которые оставили наши люди под той статьей.
В них - да простят меня роботы платформы - сказано всё:
Кстати, в конце той давней статьи профессор Холстмарк снисходительно написал: "До вывода 25 сентября 1945 года советские войска в Сёр-Варангере вели себя образцово. Есть все основания отметить 75-ю годовщину начала советского освобождения Норвегии от немецкой оккупации в 1944 году".