Найти тему
Роккульт

Этих музыкантов не указали авторами песен, которые они писали

Оглавление

Когда-то написание песен было делом профессиональных композиторов и авторов текста, работавших в специальных конторах – одна из таких, пожалуй, самая известная, располагалась в здании The Brill Building на Бродвее. С середины 60-х годов прошлого века музыканты стали сами писать для себя песни, но не всегда. В творческом процессе могут принимать участие их коллеги по цеху, но из-за особенностей музыкального бизнеса, жадности, эгоизма и не только имена реальных авторов или помощников иногда остаются неизвестными.

Вот несколько известных песен, авторы или соавторы которых не получили должного признания за свою работу.

Вторая половина песни Layla возможно была украдена у Риты Кулидж

После работы с The Yardbirds, Cream и Blind Faith Эрик Клэптон основал Derek and the Dominos в 1970 году и тогда же выпустил альбом Layla and Other Assorted Love Songs, куда вошла и песня Layla. Семиминутный трек состоит из двух частей: первая – это гитарный джем, вторая – эмоциональный инструментал на пианино в исполнении Джима Гордона, барабанщика группы. Авторам песни значатся Клэптон и Гордон: Клэптон написал первую часть, Гордон – вторую.

Но Гордон, возможно, украл идею у своей бывшей девушки Риты Кулидж, которая однажды услышала Layla по радио и сразу ее узнала. Фрагмент композиции был идентичен ее треку Time, который они с Гордоном написали вместе. Когда Кулидж узнала, что ее не упомянули на альбоме, то пришла в ярость и обратилась к менеджеру Клэптона Роберту Стигвуду и исполнительному продюсеру записи Дэвиду Андерлу. Однако у Риты не хватило средств на адвоката и судебную тяжбу. Ходят слухи, что Стигвуд сказал ей: «Ты всего лишь певичка, что ты нам сделаешь?»

Авторство песни The Beach Boys Surfin USA – спорный вопрос

The Beach Boys были семейным подрядом: в состав группы входили братья Карл, Деннис и Брайан Уилсоны и их кузен Майк Лав. Отец братьев Мёрри Уилсон был их менеджером и издателем, за ним значились права на их песни. В 1992 году Брайан Уилсон выиграл судебное разбирательство с Мёрри, который, как выяснилось, незаконным путем вынудил Брайана отказаться от прав на весь каталог группы, в итоге проданный Irving Music за 700 тысяч долларов. В финале авторские права Брайана были восстановлены, а двумя годами позднее в суд по той же причине пошел Майк Лав.

Он требовал вернуть его права и выплатить роялти, утверждая, что является соавтором 79 песен The Beach Boys. По суду он вернул права на 35 песен, включая Help Me, Rhonda, I Get Around и California Girls. Одна из песен, права на которую вернуть все же не удалось, – Surfin USA, первый хит группы, попавший в топ-10. Однако еще в 1974 году в интервью KRTH участие Лава в написании этой композиции подтвердил никто иной как Брайан Уилсон.

Эдди Ван Хален ничего не получил за соло в Beat It

Одна из причин, по которой Thriller Майкла Джексона разошелся рекордным тиражом, в том, что на этом альбоме есть что-то для каждого слушателя: поп, софт-рок, соул, дэнс, R&B. Песня Beat it содержит вполне тяжелые гитары. Основную часть гитарной партии записал Стив Люкатер из Toto, но культовое соло сочинил мастер гитары – Эдди Ван Хален.

Ему позвонил продюсер Куинси Джонс и попросил о помощи, а Эдди поначалу решил, что это шутка, но на следующий день, пока самого Джексона не было на студии, Ван Хален приехал, послушал демо-версию трека, дал несколько советов относительно аранжировки и записал два гитарных соло. Все это заняло около получаса. Эдди не предполагал, что песня так прославится, и воспринимал свою работу как одолжение Джонсу, поэтому не попросил денег за свою работу.

Автором We’re an American Band указан только один участник Grand Funk Railroad

Эту группу не так часто включают в список выдающихся и влиятельных, что уже само по себе несправедливо. С 1969 по 1974 год группа выпустила 10 альбомов, каждый из которых получил как минимум золотую сертификацию от RIAA. В 1971-м билеты на их концерт на стадионе в Нью-Йорке были распроданы за 72 часа. Grand Funk Railroad дважды возглавляли чарт Billboard, один из них – с песней We’re An American Band.

Автором этой песни считается барабанщик Дон Брюер, однако это не совсем верно. Гитарист и вокалист группы Марк Фарнер рассказывал в интервью Songfacts, что Брюер написал только текст и подал несколько идей относительно аранжировки. Барабанщик оказался единственным автором потому, что попросил об этом. Фарнер вспоминал, как Брюер сказал ему:

Я никогда не был единственным автором песни. Ты не против, если я заберу себе эту?

Фарнеру стало жаль его, и он согласился. С тех пор Марк неоднократно думал об этом, но каждый раз приходил к выводу, что все-таки сделал доброе дело и жалеть не собирается.

На создание Happiness Is a Warm Gun The Beatles вдохновил их издатель

Если верить статистике NPR, авторство примерно двухсот песен The Beatles закреплено за Джоном Ленноном и Полом Маккартни в соответствии с заключенным ими соглашением. Даже если они писали композиции самостоятельно, авторами все равно становились оба. Другие участники творческого процесса при этом зачастую не указывались и, соответственно, не получали никаких выплат. Так, вклад Дерека Тейлора, издателя лейбла Apple Records, в песню Happiness Is a Warm Gun никак не зафиксирован, хотя он отвечал за часть текста.

Эти слова придумали они вместе с Ленноном под действием ЛСД. Например, строчка «she’s well acquainted with the touch of the velvet hand» – часть истории Тейлора о мужчине, который рассказывал ему в баре о своих вельветовых перчатках. «The man in the crowd with the multicolored mirrors» взялась из истории, прочитанной Тейлором в газете. В ней говорилось о мужчине из Манчестера, который прикрепил к своим ботинкам зеркала, чтобы так заглядывать женщинам под юбки.

Идея Imagine принадлежала Йоко Оно

Йоко Оно годами пыталась заслужить уважение и признание за свою музыку. Многие фанаты The Beatles винили ее в развале группы и чрезмерном влиянии на мужа. Оно же написала много музыки, ее песни попадали в чарты Billboard, она ответственна за половину Double Fantasy, альбома, записанного вместе с Ленноном и получившего Грэмми.

Единственным автором легендарной песни Imagine долгое время считался Леннон, а в 2017 году Национальная ассоциация музыкальных издателей наградила Imagine званием «Главная песня столетия». Тогда один из исполнительных директоров организации Дэвид Израэлит удивил собравшихся объявлением о том, что отныне Йоко Оно будет официально считаться соавтором Imagine и в качестве доказательства привел фрагмент и интервью BBC, где Леннон говорит о песне:

Вообще-то авторами должны значиться Леннон-Оно, потому что большая часть песни – текст и концепция – была придумана Йоко. Но в те дни я был эгоистичным мачо, и я не захотел признавать ее участия.

В записи It Don’t Come Easy Ринго Старру помог старый друг

После распада The Beatles участники ни разу не выходили на одну сцену, но неоднократно помогали друг другу с другими проектами. Например, Ринго Старр играл на барабанах на сольном альбоме Харрисона All Things Must Pass, а Харрисон стал соавтором и продюсером для двух хитов Старра – Photograph и It Don’t Come Easy.

Однако в списке авторов Джордж указан лишь в первом случае. Впервые о вкладе Харрисона в песню It Don’t Come Easy стало известно после выхода эпизода шоу Storytellers на канале VH1, а позднее в этом признался и сам Ринго. Однако автором трека до сих пор официально считается только он один.

Соавтора A Whiter Shade of Pale признали через сорок лет после выхода песни

A Whiter Shade of Pale британской группы Procol Harum 1967 года возглавила чарт в Великобритании и добралась до пятой позиции в американском хит-параде. Но несмотря на широкую известность композиции, один из ее авторов долгое время был непризнан и не получал никаких отчислений.

В конце 60-х Мэттью Фишер разместил в Melody Maker объявление о том, что у него есть орган Хаммонда, и он умеет играть на нем. Procol Harum связались с ним и предложили записать с ними Winter Shade of Pale. Органную партию написал сам Фишер, однако его не указали в списке авторов. В 2005 году Мэттью решил восстановить справедливость и обратился в суд. После четырех лет тяжбы его все-таки признали соавтором наравне с Гэри Брукером и Китом Рейдом.

Принс помог Стиви Никс записать Stand Back

Стиви Никс запустила сольную карьеру в начале 80-х. Ее творчество очень разнообразно: от стадионного рока Edge of Seventeen до синтезатерной Stand Back. Автором последней везде указана сама Никс, но большой вклад в работу внес Принс.

Сама певица рассказывала в интервью Ultimate Classic Rock, что идея песни пришла ей в голову, когда она услышала по радио Little Red Corvette. В своей композиции она открыто использовала музыку из песни Принса и перед ее записью позвонила музыканту и предложила ему послушать этот трек, раз его половина – практически его. К удивлению Стиви, Принс приехал, послушал демо и дописал для него партию на клавишных. Сама Никс признавалась, что никогда не слышала ничего похожего в своей жизни.

Песня Foreigner I Want to Know What Love Is написана не одним участником группы

В 1984 году хит группы Foreigner I Want to Know What Love Is возглавил чарты Billboard и вскоре стал одним из самых популярных треков команды. Единственным автором композиции указывается Мик Джонс, хотя на самом деле свой вклад внес также и Лу Грэмм. Последний утверждает, что его вклад остался незамеченным, а денег за авторство он не получил.

В интервью The Sessions музыкант говорил, что после записи альбома Agent Provocateur они с Джонсом пытались подсчитать, кто сколько процентов песен сочинил, чтобы понять, кому сколько денег причитается. Когда дело дошло до I Want to Know What Love Is, Грэмм предложил соотношение 65-35, а Джонс – 95-5 в свою пользу. Грэмм в итоге предложил Джонсу забрать все 100% себе, надеясь, что это приведет к дальнейшим переговорам, но он ошибся. Джонс просто забрал все права себе и пожинает плоды по сей день.

Автор: Катерина Гафт

Это не единственные случаи музыкальной несправедливости, и все мы знаем про плагиаты и судебные разбирательства. Кое-что мы вам уже рассказывали: