Смотри в оба. СССР, 1981. Режиссер Эльдор Уразбаев. Сценарист Александр Бородянский. Актеры: Борислав Брондуков, Фёдор Сухов, Светлана Орлова, Нина Алисова, Алексей Серебряков, Александр Яковлев, Виктор Ильичёв и др. 12,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Конец гражданской... Леше Команову и механику Лыкину поручено важное задание. Поначалу все складывается вполне благополучно, но... если бы так и продолжалось, не было бы и приключенческой картины «Смотри в оба!».
Судьба сводит героев с головорезом «Филином» и его дружками, потом с каким-то беспризорным хулиганом... И впрямь — только успевай смотреть в оба!
Эльдор Уразбаев, несомненно, обладает чувством смешного: в картине масса оригинальных эксцентрических деталей, есть крупицы подлинного юмора. Однако это не комедия: сквозь незамысловатую сюжетную вязь проскальзывает суровая, драматическая сторона бытия, подобно тому, как сквозь верхушки деревьев и щели прогнивших заборов врывается в камеру оператора Вадима Алисова слепящие багрово-красные блики...
Еще в «Транссибирском экспрессе» Вадим Алисов показал, на что он способен: в узком пространстве вагона его камера чувствовала себя абсолютно расковано. Вот и в этом фильме возникает особый экранный мир, где зеленовато-коричневые тона тают в огне пожарищ, а герои окружены сверкающим светом восходящего или заходящего солнечного диска...
Конечно, картина Уразбаева наделена не одними только достоинствами. Излишне утрированными, опереточными выглядят подручные «Филина», да и остальные второстепенные персонажи скроены по привычным шаблонам. Но в фильме есть жанровый поиск, отличное изобразительное решение, а это даже при традиционных идеологических установках выделяет фильм «Смотри а оба!» на фоне иных "истернов" и приключенческих лент 1970-х-1980-х...
Александр Федоров, киновед
Сны. Россия, 1993. Режиссеры: Карен Шахназаров, Александр Бородянский. Сценаристы: Александр Бородянский, Карен Шахназаров. Актеры: Олег Басилашвили, Амалия Мордвинова, Армен Джигарханян, Арнольд Идес, Пётр Меркурьев, Валерий Носик, Алексей Жарков, Юрий Шерстнёв, Андрей Ростоцкий, Андрей Вертоградов и др. 1 млн. зрителей.
Конец ХIХ века. Российская империя. Красавице графине Прозоровой (Амалия Мордвинова) каждую ночь снятся навязчивые сны: будто она вовсе никакая не графиня, а посудомойка в столовой № 9 в Москве 1990-х.
Этот фантастический прием позволяет режиссерам фильма «Сны» в жанре сатирической комедии показать нелепости и глупости «постперестроечного» образа жизни в России. И здесь авторы в духе модной ныне разоблачительной публицистики высмеивают провинциализм и глупость русских правителей, главной целью которых стали западные кредиты, идиотизм эпигонского шоу-бизнеса и т.д.
Короче, то, что из конца ХIХ века кажется навязчивым бредом, в конце ХХ стало, увы, опостылевшей реальностью для большинства россиян.
В снах графини Прозоровой ее благородный супруг (Олег Басилашвили) постоянно меняет профессии. Он и режиссер конъюнктурного фильма, и торговец фривольными фото, и сутенер, и рок-певец, и ведущий конкурса «Мисс Бюст»...
Некоторые сцены фильма, в самом деле, вызывают улыбку, но в целом на протяжении всего действия не покидает ощущение вторичности сатиры «Снов». Процесс кинопроизводства — дело, как известно, достаточно длительное, и пока писался сценарий фильма, и шли съемки, казавшиеся прежде свежими сатирические уколы потеряли свою новизну: ежедневная пресса превратила их в расхожие клише...
Кроме того, «Сны», как мне кажется, лишены сценарной цельности лучших фильмов Шахназарова («Курьер», «Город Зеро»). Композиционная рыхлость, необязательность присутствия тех или иных сцен, превращают «Сны» в подобие телеинформационного калейдоскопа. По настоящему ярких актерских работ я в "Снах" тоже не увидел.
Зато музыка Анатолия Кролла, написанная a la Эннио Морриконе, мелодична и трогательна. Если бы в России существовала устойчивая традиция выпуска компакт дисков саунд-треков отечественных фильмов, я бы непременно купил себе запись этой музыки сновидений...
Александр Федоров, киновед