Мне нравится осознавать, что мое восприятие чего-либо или кого-либо зависит от моего мировоззрения и отношения. Не просто от привычного, заданного в детстве восприятия «правильно/не правильно» «так или не так», а от меня самого. От того, как я выбираю смотреть на вещи, события, людей. То есть тут даже может и не быть какого-то «застывшего», основанного на прошлом опыте застойного мышления. Я не хочу сказать, что надо стремиться к постоянному здесь и сейчас, и смотреть на все и всегда «как будто за ново»; я лишь люблю проявлять гибкость мышления, что позволяет мне более творчески приспосабливаться к новизне. Безусловно опыт важен – он как отметки на карте (важно помнить только, что рельеф местности и обстоятельства всегда изменчивы), и благодаря полученному опыту (не только в детстве!) человек может быть более осторожен или осмотрителен. Важно тут, пожалуй, не превращать свою осторожность в зацикленность.
Ведь часто случается так, что когда-то сработавшая успешно парадигма, в новых условиях и обстоятельствах утрачивает свою силу. Разумеется, есть принципы – как столпы – они непоколебимы и имеют жизненное значение для человека. Для примера: жизненный принцип не терпеть предательства; этот принцип может быть связан с прошлым опытом, и имеет для человека крайнее высокое значение; и когда этот принцип озвучивается, важно дать понять, что он непоколебим. Ни на йоту.
Мне лично кажется, что не стоит строить свою жизнь и мировоззрение придавая каждому из принципов такую высокую значимость. Если вместо принципов воздвигнуть стены, получится очень мощная, крепкая, но не приступная крепость.
Гибкость принципов все же даст большую вариативность и способность расширить свой кругозор и опыт. И хотя многим от такой мысли станет не по себе (как это отказаться или перестраивать принципы? Это же слабохарактерность!) в гибкости мышления нет ничего страшного. Тем, кому страшно что-то менять или отчего-то отказываться стоит обратить на это внимание – может быть они лишают себя при этом чего-то более важного и интересного, чем иллюзорное ощущение спокойствия уже не работающего, устаревшего принципа.
Ведь как это выглядит:
Если человек в прошлых отношениях, например, уделял партнеру много времени и внимания и это срабатывало позитивно (опыт усвоен, принцип внимания укреплен), то такой же принцип с наилучшими намерениями может вовсе не сработать с другим человеком. А то и вовсе внести разлад в отношения. В этом случае стоит пересмотреть свой принцип и причины – но сделать это бывает трудно. И если человек упрямо будет следовать этому, уже не очень подходящему к ситуации принципу «давать много внимания партнеру» (объясняя себе и может быть даже партнеру важность своего принципа и тот смысл которой он в него вкладывает) тому, кому столько внимание выносить сложно (при условии, что отношения носят взаимный характер), такой непоколебимый принцип обернется непониманием и разочарованием. Оба они в итоге разозлятся или разочаруются.
Смыслы они у всех разные. Зато они прекрасно поддаются нашему мышлению, мировоззрению и отношению, когда все эти элементы имеют гибкость и подвижность. Если человек наделяет все свои принципы высокими смыслами – эти самые принципы могут взять верх над самим человеком.
Смыслы – это мощный инструмент. Смыслы в отношениях; смыслы в деле или идеи; смыслы жизни.
Принципы, подкрепленные смыслами, могут стать опорами в жизни, а могут стать препятствиями.
Далее попробуем рассмотреть, как именно гибкость смыслов и принципов могут менять парадигмы и отношение человека к, казалось бы, неизменным вещам.
Автор: Алексей Ермолов
Психолог, Гештальт-психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru