Когда реализована сама сущность сансары, это и есть нирвана.
То есть сансара и нирвана тождественны. Сущность сансары - это Дхармакайя.
Когда реализована сама сущность сансары, Дхармакайя, то сознание, которое её реализовало, находится в состоянии нирваны . То есть оно находится в состоянии, свободном от всех сансарических феноменов, от всех сансарических движений, от всех сансарических факторов.
Сознание, которое очищено от всех сансарических факторов, находится в состоянии нирваны.
Нирвана бывает двух типов. Нирвана с остатком и нирвана без остатка.
Нирвана без остатка это когда кто-то, как Будда Шакьямуни, уходит из сансары и больше никогда в неё не возвращается .
Нирвана с остатком, или вовлеченная нирвана, это нирвана тех существ, которые реализовали состояние Дхармакайи и освободили свой ум от сансарических феноменов, но у них остаётся остаток в виде их физического тела и наклеенной на него личности. Это те, кто живёт в состоянии нирваны внутри сансары. Это нирманакайя. Нирманакайя - это когда природа Будды проявляется внутри сансарического существования. Внутри, например, такого феномена, как человеческое тело. Великие Учителя реализовали Дхармакайю , но при этом испытывают сансарические страдания от жизни их человеческого тела.
Реализованная нирвана это не что иное, как реализованная Дхармакайя.
Существа, находящиеся в нирване, помогают другим очистить свои умы и подняться до их состояния.
Они гармонизируют некоторые вещи, происходящие внутри сансары.
Притягивают к себе умы, созревшие для освобождения и реализации своей сущности.
Нирвана - это ум, который свободен от всех сансарических проявлений.
То есть он свободен от санскар.
Он полностью свободен от неведения. Свободен от действий взаимозависимого возникновения.
Нирвана - это очищенное состояние ума.
Все состояния ума это также и место. Если у тебя очень грязное состояние ума, ты находишься в очень грязном месте. Если у тебя очень чистое состояние ума, ты находишься в чистом месте. Нирвана без остатка - это Чистые Земли. Это миры, где жизнь идёт не с точки зрения сансарического кармического становления. Она выходит за пределы кармы и развивается с точки зрения самой Дхармакайи. Это миры Самбхогакайи. Миры, где все проявления есть чистые проявления Дхармакайи.
Нирвана это состояние сознания за пределами сансарической кармической обусловленности.
В сансаре сознание находится в состоянии неведения и действует, как будто его двигают рычаги накопленных кармических действий. Двинет гнев - оно совершает гневное действие. Двинет желание - оно осуществляет желание. Двинет зависть - осуществляет деяния зависти. И при этом сознание неведения находится в состоянии, которое Нагарджуна описал, как ,, неправильно понятое абсолютное". Состояние, когда все живые существа за абсолютное понимают что-то своё. Женщина может понять, что абсолютным является рождение детей и выход замуж. Если её лишить возможности рожать детей и выходить замуж, то она страдает и мучается.
Или творческое самовыражение. Даже если ты уже окончательно самовыразился, то всё равно продолжаешь бренчать всё более скучные песни.
Коммунисты считали абсолютным благом установление нового мирового порядка. Как говорил Троцкий ,,неважно, сколько умрет людей, важно, что те, кто останутся, будут жить при новом мировом порядке". ,,Новом, правильном, справедливом строе", который они воспринимали, как нечто абсолютное, за что стоит бороться.
Люди всё время вовлечены во что-то и ощущают это, как нечто абсолютно важное. Сейчас, например, идёт ,,смертельная битва добра и зла". Те, кто находится с одной стороны, думают, что это они борются с мировым злом.
А те, кто находятся с другой стороны, считают, что это они борются с мировым злом.
Получается, что со всех сторон существа борются с мировым злом и все воспринимают это, как абсолютное действие.
На самом деле абсолютным является само Абсолютное сознание, с которого снято неведение.
Сознание, с которого снято неведение, оно и есть Абсолютное.
Это Абсолютный уровень сознания, Дхармакайя.
Нирвана с остатком только в виде тела это у тех, кто уже абсолютно реализовал Дхармакайю. Обычно остаются ещё какие-то ментальные факторы, страхи, беспокойства, но они не являются определяющими. Определяющим является твоя абсолютная природа.
Как говорил Нисаргадатта - ,,приходят мысли, приходит беспокойство, но у МЕНЯ этого нет".
Индусы называют Дхармакайю - ,,Я", Атман.
Джняни живёт с точки зрения своего абсолютного Я.
То есть тот, кто реализовал нирвану с остатком, живёт с точки зрения своего абсолютного Я. У него на троне бытия находится Дхармакайя. Она управляет его бытием, он себя не отождествляет с сансарическими вещами, такими, как физическое тело, личность. Тем не менее у него присутствует и тело, и личность. Этому отдается должное, как животному, которое ты кормишь и за которым ты должен присматривать, чтобы оно не голодало, культурно себя вело и хорошо пахло. Но это не является ,,тобой".
Для сансарического ума это тело и эта личность, связанная с телом, которую ты наклеил на него, являются твоим ,,я".
А для того, кто реализовал нирвану с остатком, для джняни, его тело и личность являются проходным состоянием, которое есть у него здесь, вот в этом уровне бытия. Здесь без этого невозможно, ты живёшь в теле, это тело имеет название, это - нама рупа - форма имя.
Тело имеет характеристики - высокий, большой, глупый, одарённый, сильный, умеет то, не умеет это. Но для джняни это не является довлеющим, не является абсолютным Я, на чем кончается жизнь.
У обычного человека всё сводится к ,,я вот такой, я вот сякой". Показывают в фильме, как кто-то, кого обидели в детстве, всё переживает, переживает, говорит и говорит на больную тему. Потому что для него эта вот личность является абсолютной .
Для того, у кого реализована Дхармакайя, ригпа, нирвана, все эти вещи - и тело, и личность - есть, но они не являются абсолютными. Да, кто-то обидел это вот тело, обозвал эту личность, но это не имеет большого значения. Потому что это не абсолютные, а просто преходящие феномены, которые приходят и растворяются.
Нирвана - это состояние полностью реализованной Дхармакайи.
В изначальном буддизме нирвана - это когда ты полностью уходишь.
Будда Шакьямуни полностью ушел, растворился, тут его нет.
А в буддизме Ваджраяны есть нирвана с остатком и нирвана без остатка.
С остатком - это когда ты продолжаешь удерживать состояние Знания внутри сансары. У тебя есть остаток в виде сансарических факторов и ты продолжаешь испытывать страдания от этих остатков. То есть некто Джняни находится в сансаре, но его ум, который реализовал Дхармакайю, находится в нирване.
Будда Шакьямуни - это абсолютная нирманакайя. Бодхисаттву десятой ступени сравнивают с Буддой Шакьямуни, как свет лампочки и свет солнца.
То есть у Будды все препятствия устранены.
Даже у высоко реализованных Учителей остаётся какое-то подобие клеш. Но это подобие клеш сравнивают с веревкой, которую сожгли. С виду она остаётся верёвкой, но ею нельзя связывать. То есть факторы ментальные возникают, но они не могут тебя связать. Клеши истончаются и теряют силу.
Практики могут чувствовать удовольствие, наблюдая в себе это истончение клеш по мере прохождения Пути.
Реализованный ум, который находится в гуще беспокойств, сам по себе является не затронутым. Ригпа остаётся не затронутым никакими сансарическими импульсами и факторами. Как ртуть, брошенная в пыль.