В большинстве случаев, когда речь заходит о налоговых спорах, они связываются с арбитражными судами. Специфика этих дел такова, что в судах общей юрисдикции очень редко можно найти какую-то интересную практику.
Сегодня попробую разрушить этот стереотип и рассказать об одном деле, которое связано с НДФЛ.
Между И.И. Ивановым* и ООО "КБ "Ренессанс Кредит" был заключен договор о предоставлении потребительского кредита. Этим же договором было предусмотрено открытие банковского счета и предоставление кредитной банковской карты.
По этой карте у И.И. Иванова образовался долг. В связи с длительным непогашением задолженности, Банк предложил ему принять участие в специальной программе. Программа предусматривала прощение Банком пени и иных санкций, начисленных за просрочку платежа, если И.И. Иванов частично погасит сумму задолженности.
И.И. Иванов произвел соответствующую оплату. В свою очередь Банк принял решение простить долг, снял с внебалансового учета задолженность и закрыл договор в системе банка. Таким образом, по лицевым счетам данного кредитного договора безнадежная задолженность была списана и составила 0 руб. 00 коп. Долга по договору в системе - нет, о чем Банк также сообщил в Бюро кредитных историй в соответствии с Законом «О кредитных историях», кредитный договор - закрывается, счет по кредиту - закрывается.
Однако следом, ООО "КБ "Ренессанс Кредит" направило в налоговую инспекцию справку 2НДФЛ, из которой следовало, что у И.И. Иванова* имеется доход, который подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Банк считал, что прощенная им сумма долга является для И.И. Иванова доходом, который подлежит налогообложению.
На основании этой справки налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании задолженности по уплате налога. Рассмотрев дело, суд указал следующее.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 Налогового кодекса РФ. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со ст.214.7 Налогового Кодекса РФ), а в случаях и порядке, предусмотренных ст.227.1 Налогового Кодекса РФ, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме не удержанного налога.
Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. Датой получения доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) являются дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда.
При прощении штрафов, пеней и прочих санкций, даже если они прямо предусмотрены кредитным договором, дохода у физического лица не возникает автоматически. Суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, прощенных кредитором, являются доходом должника только в случае признания их должником или их присуждения на основании решения суда, вступившего в законную силу. Дата фактического получения дохода для целей налогообложения определяется как день прекращения полностью или частично обязательства налогоплательщика по уплате задолженности в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию.
Исключение задолженности гражданина в бухгалтерском учете является односторонним действием кредитора, совершение которого не зависит от воли налогоплательщика. Поэтому один лишь факт отнесения задолженности в учете кредитора к безнадежной, при наличии соответствующих возражений гражданина относительно существования долга и его размера, не может являться безусловным доказательством получения дохода. У кредитора отсутствовало намерение одарить должника, что не позволяет утверждать о получении налогоплательщиком дохода при списании ранее учтенных сумм.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что И.И. Иванов признал начисленную банком сумму задолженности за нарушение договорных обязательств. Из обращений И.И. Иванова в налоговый орган следует, что он оспаривает наличие налогооблагаемого дохода.
Кроме того, в случае обращения банка в суд о взыскании с административного ответчика сумм задолженности, их размер мог быть уменьшен в связи с несоразмерностью штрафных санкций последствиям нарушенного обязательства и отсутствием каких - либо виновных действий со стороны административного ответчика, приведших к увеличению ее долговых обязательств перед кредитной организацией.
Тот факт, что И.И. Иванов не оспаривал действий кредитной организации по составлению и направлению в его адрес справки о доходах за 2019 год в связи с недостоверностью указанных в справке сумм, не свидетельствует о признании административным ответчиком указанной в справке 2 НДФЛ суммы за нарушение договорных обязательств.
Для признания прощенного долга, состоящего из суммы прощенных пеней и штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед кредитором доходом необходимо, чтобы эти санкции были признаны должником или присуждены решением суда, вынесенным в пользу банка (кредитной организации). Если должник не признал суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также если отсутствует судебное решение об их присуждении, то у него не возникает экономической выгоды в случае прощения их кредитором и, соответственно, такие суммы не являются доходом должника и, следовательно, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований налогового органа было отказано.
* ФИО изменено
Уважаемые читатели, прошу отметить эту записку комментарием или нажав на кнопочку с поднятым вверх большим пальцем в левом нижнем углу сразу за текстом записки. Ваши комментарии и нажатия на кнопки позволяют каналу развиваться и дальше делиться с Вами интересной практикой.
Также рекомендую Вам прочитать подборку записок о спорах с налоговыми органами:
Подписывайтесь на группу налоговых юристов ВКонтакте:
и на мою страницу:
а также телеграмм канал: https://t.me/rightlawyer