После экзотики Панчгани меня потянуло обратно в Ломбардию, в Мантую , в Палаццо Те.
"Стоит пройти тысячи миль, чтобы попасть в этот великолепный город"
Торквато Тассо 1586
В прошлый раз мы остановились в изумительном месте - зале Солнца и Луны.
Пожалуй, это одна из немногих комнат дворца, где декор можно было бы назвать даже сдержанным - все внимание сконцентрировано на росписи плафона. Нас как бы зрительно подводят к центру - мы поднимаемся по голубому "небу" с десятками стукко и оказываемся свидетелями извечного чередования "день-ночь". Но оторвемся от лицезрения игривой фрески и поспешим дальше. Ведь за каждой раскрываемой дверью таится... что же там, за следующей дверью?
Боже! Неужели это все? Мы оказываемся в залитом солнцем дворе. Нет... Это не правда. А где же Психея?
Все это проносится у меня в голове за считанные секунды. К счастью, мой перепуг был напрасен.
Почетный двор
Я не знаю, есть ли какие-то устоявшиеся переводы на русский. Cortile d'Onore. Назовем его пока так. О нем я расскажу больше в апреле, когда снова вернусь из Мантуи (я надеюсь). Пока скажу лишь два слова - он величественный. Тем временем мы с сыном рассматриваем
Ложу Муз
Это не просто передышка перед тем, как продолжить восторженное знакомство с Палаццо. Мое личное впечатление - Ложа Муз слегка вернула меня с небес на землю. Я пронзительно ощутила, как же мне повезло - вот я в Италии собственной персоной, любуюсь на невероятную красоту, и не в книге, а в Мантуе, меня греет итальянское солнце и я дышу итальянским воздухом.
Свод лоджии усыпан всевозможными мелкими изображениями - тут и фрески, и стукко, и лепнина и даже египетские символы. Мне любопытно, есть ли какой-то смысл в этих иероглифах, то есть читаются ли они или это полет фантазии Романо?
Как понятно из названия, лоджия украшена изображениями муз и посвящена божествам-покровителям искусства.
Едва шагнув в лоджию и ошалев от свежего теплого январского воздуха, мы увидели изображение нимфа ручьев Касталии над противоположной дверью, а у нас над головой оказался Аполлон. Я уже говорила, что в украшениях Палаццо очень часто присутствуют отсылки к различным водным божествам. По легенде Мантуя была построена среди озер и болот и названа в честь Манто - матери основателя города, богини магии и предсказаний (отсюда мантика, хиромантия и др.)
Вернемся же к Касталии. Она была нимфой Кастальского ручья недалеко от Дельф. Ее постигла та же печальная судьба, что и Дафну. Убегая от снедаемого похотью бога, она превратилась в воды ручья, бывшего ее домом. Поэтому жестоко было располагать изображение несчастной нимфы прямо напротив бога, погубившего ее. Вот уже пол тысячелетия Аполлон не осмеливается взглянуть на свою жертву, отворачивается, окруженный всяческими символами, а она обреченно смотрит вниз, равнодушная к тысячам ротозеев, не ведающих о ее судьбе.
На стенах какие-то очень плохо сохранившиеся фрески. Путеводитель гласит, что по мотикам Вергилия и Овидия. В Палаццо идут масштабные реставрационные работы. Не знаю, будут ли восстановлены эти фрески, или их оставят такими же для контраста.
Бросим прощальный взгляд на Лоджию Муз и двинемся дальше
Зал Лошадей (Коней)
Отрываем дверь из Лоджии в следующий зал и... первое, что привлекло мое внимание это был кессонный потолок. Самый впечатляющий во всем дворце! Гора Олимп, розетки и между всей этой темно-сине-золотой красоты опять шастают саламандры Федерико Гонзага. Слегка захватила я один их углов. Там, если присмотреться, виден орел Гонзага. Любуйтесь!
Если бы у вас было несметное богатство, и вы смогли бы купить все-все-все, как бы вы оформили залы вашего роскошного жилища? Вот, к примеру, Федерико любил своих коней. Я подумала - а оформила бы я зал портретами своих любимых котов? Нет, однозначно нет! А тут Гонзага задумал - Романо воплотил.
Семья Гонзага по праву гордилась своими конюшнями. Они были известными конезаводчиками. Конь от них был ценным и желанным подарком. Насколько сам Федерико любил своих жеребцов нам демонстрирует этот зал - их тут девять в полный рост. На стенах можно прочитать имена двоих - Морель Фаворито (серый) и Дарио (светлый)
В этом зале Федерико Гонзага принимал гостей. Очевидно сюда они попадали из лоджии Муз миновав Залы Метаморфоз, Солнца и Луны, Эмблем и др.
А вот еще интересные элементы декора - ниши с изображениями Геры (на это нам намекает палин) и Афины (я думаю, что это она). Ниже выкладываю Геру и Юпитера разумеется в с орлом отдельно - пленительное зрелище! Намек, как говорится, весьма прозрачен - орел на гербе Гонзага, Зевс с орлом - вероятно и олицетворяет самого Федерико. Вот только Зевс бессмертен, а Федерико парки отмеряли всего лишь 40 лет...
И тут я воспользуюсь интернетом, чтобы вы могли оценить масштаб зала. У меня так сфотографировать не получилось. Серенький - это Морель Фаворито. Обратите внимание - кони запечатлены на фоне болот и озер. До Палаццо на этом месте были конюшни Гонзага.
А теперь пусть наше воображение наполнит этот зал самыми знатными кавалерами и самыми красивыми дамами Мантуи и не только. Во главе всего этого великолепия - Федерико и Изабелла. Получилось?
Открытая дверь в глубине манит нас в зал Амура и Психеи. Но мы сегодня туда не пойдем. Эта парочка заслуживает отдельной публикации.
Мои публикации становятся все реже, но Палаццо я все же добью!
Буду рада, если мы пойдем дальше вместе с вами. Впереди Психея - то, ради чего я так сюда стремилась!
Предыдущие части наших блужданий по Палаццо Те
Если вам нравится мой канал, если вам интересно и время, проведенное за чтением, прошло не зря, вы можете поддержать меня
Поддержка канала Сбербанк 4279 3806 2812 9613