Неустанно мигающий экран смартфона, сотни сообщений с незнакомых номеров, пустые фейк-аккаунты, нередко угрозы, скачки от любви до агрессии и страх шагнуть за порог собственной квартиры. Корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщалась с белорусами, подвергавшимися сталкингу.
Итак, что же из себя представляет сталкинг? Это навязчивое внимание, оказываемое одному человеку со стороны другого, преследование (как в соцсетях, так и в реальной жизни), нередко угрозы, запугивания или как минимум психологическое давление на жертву. Привести все это может к весьма плачевным последствиям: проблемы с тревожностью, доверием к людям, замкнутость, даже страх банально покидать свою квартиру и т. д. В общем, список весьма обширен. В отдельных случаях жертвы сталкинга даже прибегают к переезду в другую страну, чтобы скрыться от преследователя.
Несмотря на пугающее естество явления, должной огласки оно все еще не получает, из-за чего потенциальный ущерб, нанесенный сталкером жертве, фактически обесценивается. А фразы вроде «Да он / она же тебя любит, ты не понимаешь!» настолько въелись в тему сталкинга, что подмена понятий «одержимость» и «высокие чувства» не заставляет себя ждать.
Столкнуться с таким явлением могут не только медийные личности, но и обычные люди. Хотя, что касается тех, чье имя на слуху, стоит отметить: им легче придать факт преследования огласке, также они во многом способствуют популяризации темы сталкинга, когда делятся своими историями. Например, в 2022 году с публичным заявлением о том, что она подверглась преследованию, выступила главный редактор издания «Buro 24/7» Екатерина Дарма. Тему сразу подхватили журналисты.
Мы решили продолжить говорить о важном и собрали в этом материале несколько историй жертв сталкинга.
Екатерина, 20 лет
Преследователем девушки оказался ее одноклассник, не унимавшийся на протяжении шести лет. Настойчивое внимание проявлялось в постоянном написывании в разных мессенджерах, телефонных звонках, СМС-сообщениях. Но киберсталкингом все не ограничилось: парень настаивал на том, чтобы провожать Екатерину до дома после школы. Отказы на него никак не влияли, как и крики девушки, а также просьбы оставить ее в покое. Одноклассник молча брел следом под предлогом «я просто посмотрю, как ты дойдешь».
– Он постоянно меня фотографировал, причем скрытно, позже присылал эти снимки в социальных сетях. Прятал телефон в траву, чтобы снять со мной видео… Чего только не было. Иногда приходили сообщения по типу «я тебя вижу», а ниже – текст с описанием того, чем я на тот момент занималась. По началу буквально доводил до истерик, а в течение двух лет после окончания школы продолжал мне настойчиво написывать с просьбами о встрече. Были и манипуляции: «Зачем ты меня обижаешь? Сложно увидеться, что ли?» или «Обними – и я сразу уйду», – рассказывает девушка.
До физического насилия эта одержимость, стоит заметить, не дошла, чего, к сожалению, нельзя сказать о психологическом. Бывало, сталкер приходил под окна Екатерины с приятелями, и они начинали кричать имя девушки, стучали по стеклу.
– Мои друзья, разумеется, все видели и понимали, но ничего, кроме легкого раздражения, у них поведение одноклассника не вызывало. Тогда я даже не рассматривала тот вариант, что могу поделиться с кем-то и мою проблему решат, сама не знаю почему. Чувствовала вину за происходящее. Когда он приходил под окна, было стыдно перед семьей, молилась, чтобы родные ничего не услышали. Его действия приводили меня к какому-то самобичеванию и безысходности, чувствовала, что морально задыхаюсь, – делится Екатерина.
Сейчас любой написавший ей незнакомый аккаунт девушка блокирует. На всякий случай носит с собой перцовый баллончик. Да и банальная забота со стороны партнера моментами вновь доводит ее до безысходности.
Артем, 22 года
Со своей преследовательницей молодой человек познакомился в чате «Дайвинчика». «Будь он не ладен», – добавляет Артем. В ходе общения оказалось, что новые знакомые окончили одну и ту же школу, а их дома располагаются в пяти минутах ходьбы друг от друга.
– После первой же встречи понял, что мне с этим человеком не по пути: не понравился ни ее характер, ни манера поведения… в общем, список велик. Но со стороны девушки чувствовалась очевидная симпатия, позже она переросла во влюбленность. И когда я осознал, что точка невозврата уже близко, то постарался минимизировать общение. Но все равно, как оказалось, разбил ей сердце, – рассказывает Артем. – После сотни бесед о том, что мы не можем быть вместе, вроде наступил перерыв. А вот произошедшее далее стало непрозрачным намеком на то, что дело я имею именно со сталкингом.
Молодой человек возвращался домой, услышал позади себя треск веток – недалеко от здания высажены ели. Насторожился и пошел на звук, в результате чего обнаружил ту самую девушку. И этим дело не закончилось.
Так как Артем гулял достаточно редко и обычно не сообщал об этом никому из знакомых, преследование перешло в соцсети.
– Мне как-то написала незнакомая девушка – завязалось общение. Помню, еще удивился тогда тому, что у нас во многом совпадали взгляды на жизнь, были общие увлечения… Человек полностью принимал и разделял все мои странности. Фейк был настолько хорошо продуман, что спустя два месяца общения я отогнал от себя все мысли насчет того, что это может быть кто-то из моих знакомых. И вот, когда друзья сказали, мол, это та самая девушка из «Дайвинчика», я просто эмоционально сгорел. Позже оказалось, что сталкерила она не только меня, но и моих бывших, – делится молодой человек.
Бывали моменты, когда Артем начинал переживать по поводу того, что преследовательница может разрушить его отношения с любимой девушкой. Также, признается парень, смущало ее парасуицидальное поведение.
Уже 10 месяцев, как преследовательница пропала с горизонтов. Хочется верить, что в этот раз навсегда.
Анастасия, 25 лет
Эта ситуация и вовсе напоминает абсурд, выкрученный на максимум. «Любой другой на моем месте уже заказал бы в Даркнете (скрытый сегмент интернета, доступный только через специализированные браузеры. – Прим. авт.) человека, который облил бы тебя кислотой». Честно говоря, даже стороннему наблюдателю становится не по себе после таких высказываний, что уж говорить о том человеке, в чей адрес эти слова были произнесены.
– С Матвеем мы познакомились еще три года назад, на вечеринке в особняке. В романтических отношениях никогда не состояли, но он периодически мог позвать меня в кафе или бассейн, например, – рассказывает Анастасия. – Конкретно преследование началось после того, как Матвей расстался со своей девушкой. От его гиперопеки моментами становилось не по себе: это бесконечные пакеты с едой, которые доставляли на мой адрес, подробные инструкции по тому, как что-то приготовить, хотя в этих разъяснениях не было необходимости, многочисленные подарки и так далее.
Сталкер регулярно пытается воздействовать на Анастасию через подругу, с которой она живет. Вычисляет по историям в Instagram местоположение объекта своей одержимости и приезжает туда, находит новые аккаунты девушки, которые она создает в попытке скрыться от него. За последние полгода Матвей писал более чем с 16 фейковых аккаунтов, каждый из них Анастасия блокировала.
– Говорит, что я единственная, кого он искренне полюбил, и пытается банально купить мое внимание. На бесконечные отказы отвечает рассуждениями наподобие «это вопрос цены».
Одна из самых жестких ситуаций произошла, когда я выложила пост во «ВКонтакте», в группе, предназначенной для знакомств людей с татуировками. Он как-то сумел это отследить и стал распускать слухи о том, что я работаю в эскорте и через этот паблик ищу себе клиентов, – продолжает девушка.
На следующий день после беседы с Анастасией она сообщила, что Матвей уже успел найти ее новый аккаунт в Telegram. Преследование не прекращается до сих пор. И единственным сдерживающим сталкера фактором девушка считает наличие у него контактов с ее подругой. Так он может держать Анастасию в поле зрения (хорошо ли это?) и хранить надежду на фантомное воссоединение.
В ГУВД Мингорисполкома нам сообщили, что случаев обращений граждан в милицию по факту сталкинга в ближайшее время зафиксировано не было. Вероятно, обосновано это тем, что привлечь преследователя к ответственности не так-то просто. «Отсутствует состав преступления» – довольно емкая и распространенная в отношении данного вопроса фраза.