Найти тему
Ульяна Новикова

Как пережить беду

Вчера я написала про то, как видеть в жизни хорошее и несколько человек спросили, а как это приложить к ситуации, когда все рушится и не на что опереться.

Есть то, что я называю скорой помощью.

1. Франкл в лагере, когда было невыносимо представлял, что он читает лекцию с трибуны в теплом и светлом зале. Да, это, по сути, диссоциация, но если можно так "улететь" из ада реальности, то способ хороший.

2. Помочь кому-то. Иногда говорят, сходите в хоспис и т.д. Я лично ходила отмывать кошачий приют после эпидемии и во время пандемии развозила продукты и лекарства старикам. Тут работает не то, что я поняла, что мне лучше, чем коту с поносом, а то, что я убедилась, что я нужна.

То есть семье, детям, мужчине, на работе не нужна в этом моменте? А вот есть в мире, кому нужна! И это уже другой расклад.

Теперь к работе с горем. Есть традиционный подход для ряда направлений:

1. Признать реальность и ее невозвратность (люди горе часто отрицают).

2. Прожить чувства.

3. Продумать как жить в новых обстоятельствах.

Но я буду не я, если я не буду говорить про другой путь. Описанный выше кажется мне безнадежным, а я за "трагический оптимизм". Но тут уже кому что больше подходит.

1. Мы люди. У нас есть дух. Поэтому мы в силах, в отличии от животных, даже в страдание превратить в триумф духа. Я не говорю, что страдание — это хорошо или легко, но человек может при потере одного смысла- отношений, здоровья, работы и т.д. найти в своей жизни новый.

2. Новый смысл человеку увидеть очень сложно из своего горя. Тут нужен кто-то. И надо быть очень осторожным и всячески избегать обесценивания и позиции "тряпка соберись, другим хуже", поиска вторичной выгоды (тебе же выгодно страдать, да?). Это все харам.

Как пример, можно привести историю из книги Элизабет Лукас. Девушка попала в аварию и у нее были шрамы на лице. Она очень переживала. Элизабет ей сказала:"Да, у Вас есть шрамы и это естественно, что Вы расстраиваетесь. Но это шрамы отличный измерительный инструмент для оценки сердечной доброты других людей и ценностей дружбы. Если они не любят Вас из-за шрамов, то они никогда не были достойны Вашей любви, даже если бы у Вас была красота кинодивы. Те, кто любит Вас не смотря на шрамы -любит Вас по-настоящему. Обладать таким инструментом может быть полезно в ряде обстоятельств". Кстати, вспомним Мерлин Монро и ряд других красавиц, красота которых сослужила им дурную службу и не сделала счастливыми.

3. Надо показать человеку то, что осталось в жизни и не затронуто горем. Например, если у матери трех детей один ребенок погиб, то можно подсказать ей, что она очень нужна двум оставшимся. Они сейчас тоже горюют, испуганы и им нужна поддержка от нее.

Конечно, тут нельзя говорить что-то типа "да не плачь, у тебя еще двое осталось". У нас же не клиника "Эмпатия уровня нуля по Фаренгейту, имени моего бывшего мужа".

В случае потери здоровья, старости можно показать, что при угасании телесного духовное все еще остается и может расширяться. Вспомним сколько всего в этой области было создано людьми физически немощными. Причем это не обязательно эпохальный труд по философии, а может просто пирожки и добрый совет от бабушки.

4. Человеку всегда очень хочется понять страдание.

Страдание понять нельзя. Но можно попробовать отчасти подсветить что-то и сделать более мягким.

Каждое страдание толчок для процесса созревания человека и ухода с поверхности жизни в ее глубину.

Например, при потере любого человека почему больно? Потому, что там была любовь. Что лучше, чтоб ее не было и не было больно или так?

Что лучше, чтоб я ушел и любимый переживал и горевал или мне взять это на себя, а его отпустить в мире и любви?

Ученые доказали, что время течет вспять в некоторых обстоятельствах. Тогда получается, что никто никуда не исчезает и всегда жив?

То, что жизнь в этом мире конечна показывает нам ее хрупкость и ценность, и необходимость действовать именно сейчас. Были бы мы лучше и было бы в мире больше любви, если бы мы жили вечно?

Я не знаю ответы на эти и другие подобные вопросы. Но эти вопросы есть..