Найти в Дзене
Книга памяти

У церкви стояла карета 4

Забрать нельзя оставить. Поставьте запятую в нужном месте.

Начало здесь

Такую головоломку получили Андрей и Ольга при первой же встрече с представителями опекунского совета города.

Они пришли туда к началу рабочего дня прямо в понедельник. Не хотели откладывать, да и время поджимало. В запасе было только пять дней, в субботу они должны быть уже далеко от родного города.

Встретила их серьезная дама солидных лет и такой же солидной наружности. На попытку объяснить ситуацию она, даже не предложив им сесть, строго спросила: «Вы кто? Родственники?».
И, услышав отрицательный ответ, вынесла вердикт: «Мы работаем только с родственниками или с потенциальными опекунами. Вы не родственники, для опекунов слишком молоды, значит говорить нам больше не о чем».

Не глядя на молодых людей, она принялась перекладывать «важные» бумаги на столе.

- Послушайте, мы просто хотим поставить в известность, что мальчики в беде, им плохо в этом семейном детском доме, - Ольга проговорила это звонким от возмущения голосом.

- Возможно, мы пришли не по адресу и надо сразу идти к уполномоченному по охране прав детей, вы только подскажите, - вежливо добавил Андрей.

- А что уполномоченный, он вам повторит то же самое, - работница опеки остановила свой взгляд на молодых людях.

- Вы поймите, взаимоотношения и благополучие в детских домах семейного типа выстраивается не за один день, часто подключается психолог. Он помогает родителям и детям адаптироваться друг к другу. А тут мы с проверками. В семье всякое бывает, но там должны найти выход из положения. Вот вы хоть знаете, каких детей отдают в такие детские дома?

- Знаю, - буркнула Ольга, - сама оттуда. И знаю, что там как раз не все благополучно, поэтому и к вам пришли. Но раз это не в вашей компетентности, мы пойдем дальше. И она повернулась, чтобы выйти.

- До свидания, молодые люди, если у вас остались вопросы, можете обратиться в часы приема по предварительной записи.

- Записаться на Госуслугах, - в тон ей ответил Андрей, выходя в коридор вслед за Ольгой.

Он видел, как опустились плечи у Ольги, как расстроено она отводила глаза в сторону и старалась сдержать слезы.

- Подожди, не унывай, сейчас будем думать, что дальше делать, - он взял жену за руку и повел по коридору к выходу.

Вдруг взгляд его упал на дверь с табличкой «Главный специалист органов опеки и попечительства». Андрей решительно усадил Ольгу на стул для посетителей и постучал в дверь.

Услышав разрешение войти, молодой человек ободряюще кивнул своей жене и открыл дверь.

- Здравствуйте, у меня важные сведения о ваших подопечных.
Есть информация, что над ними издеваются, причиняют ущерб здоровью. Подскажите куда мне обратиться? К вам или сразу в полицию? – Андрей сам удивился своему красноречию, но проговорил все четко, быстро, опасаясь, что ему не дадут высказаться полностью.

Опасения были напрасны. Перед ним за обычным письменным столом сидел молодой человек. Он внимательно слушал, что ему говорят по телефону, иногда быстро записывал какие-то данные на листок бумаги, лежащий перед ним.

Андрей стоял в проеме двери и не знал, что ему делать. Все, что хотел, он уже сказал. Повернуться и уйти не мог, за спиной уже стояла Ольга. Пройти вперед никто не приглашал.

Наконец, телефонный разговор был закончен и молодой человек вопросительно посмотрел на Андрея.

- Извините, срочный звонок. Я не совсем понял, что вы хотите. Можете повторить, - обратился к Андрею хозяин кабинет и жестом показал на стул рядом со столом. Андрей с Ольгой вошли. Ольга села на стул, Андрей остался стоять, другой стул в кабинете был заложен какими-то папками.

Ольга стала рассказывать, пытаясь это сделать спокойно и рассудительно. Только у нее не очень получалось, голос срывался и выдавал сильное волнение.

После того, как рассказ Ольги был окончен, специалист встал и принес еще один стул из соседнего кабинета. Для Андрея.

- Меня Игорь Николаевич зовут, можно просто Игорь, мы ведь примерно ровесники, - представился он, - давайте я ваши данные и весь рассказ запишу, здесь есть над чем поработать.

Теперь разговор перешел в стадию вопрос-ответ. Покончив с формальностями, Игорь какое-то время молчал, раздумывал, потом встал и достал из шкафа небольшую книжечку.
Федеральный закон РФ «Об опеке и попечительстве» прочитала Ольга на обложке.
Затем Игорь полез в ящик своего письменного стола и долго искал там что-то среди других бумаг, папок, файлов.

- Уф, нашел, давно пора в ящиках разобраться, да все времени нет, - виновато сказал он и положил перед собой несколько листов бумаги, скрепленных скобами.

- Это наши главные на это случай документы, Федеральный закон и вот этот, Постановление Правительства «О детском доме семейного типа», - указав на документы, сказал специалист, - именно ими нам и надо руководствоваться.

- Но, не заглядывая в статьи, сразу хочу сказать, что изъять детей из подобного детского дома очень трудно. Нужно много фактов, причем подтвержденных документально. Да и изымать, по сути дела, некуда. Это же им новый семейный детский дом надо искать, а такие дела сразу не делаются.

- Что же нам делать, нельзя мальчишкам назад возвращаться, им теперь еще хуже будет, - чуть не плача проговорила Ольга.

- Должен же быть какой-то выход, не пропадать же детям, - поддержал жену Андрей.

- Мне надо все проверить, я не могу вот так просто что-то сказать, да и решать такие вещи должна комиссия. Я просто констатирую, что забрать детей с одной стороны будет трудно, с другой просто некуда. В городе есть временный приют для детей из неблагополучных семей. И нет ни одного детского дома.

- Вот если бы воспитатели семейного детского дома были аморальные личности, ну там пили сильно или еще что-то подобное, или у детей были зафиксированные следы побоев, травм, дети не посещали школу без уважительной причины, а так…, - Игорь Николаевич терпеливо и доброжелательно объяснял все Ольге с Андреем.

- Давайте сделаем так. Я возьму это на заметку, создам комиссию, подключу сотрудников отдела по делам несовершеннолетних из полиции. Мы все изучим и уже по факту будем принимать какое-то решение.

А пока детей надо увезти по месту их проживания. Иначе вас еще и обвинят в незаконном удерживании малолетних детей, - подвел итог беседе специалист.

- Может быть их лучше в приют? – неуверенно спросила Ольга, - ну временно, пока все не выяснится.

- Приют сейчас вместе с детьми на отдыхе, за городом, лето же, - весело произнес главный специалист, а потом уже серьезнее добавил, - да и туда тоже постановление комиссии надо.

Они же не совсем на улице, а туда дети попадают из крайних жизненных ситуаций. Вы приходите через недельку, мы все проверим и тогда уж будем думать. Кстати, а где мальчики сейчас?

- В церкви, - быстро ответил Андрей, - мы их в церкви на несколько дней оставили. Думали все быстро порешаем. А тут!
Не можем мы через недельку, у нас такое дело, - Андрей замялся, а потом взял и рассказал Игорю о том, что они молодые муж и жена. И про венчание рассказал, и про свадьбу, и про свадебное путешествие, которое начинается уже в эту субботу.

- Знаете что, а я, кажется, придумал. В церкви это же у отца Сергия? У него все лето организуются познавательные паломнические путешествия по святым местам. Они собирают группу детей, дают им воспитателя и ездят от церкви к церкви для знакомства со всякими там реликвиями. Вот бы мальчишек в одну из таких групп записать. Они и у этих, - Игорь Николаевич заглянул в свои записи, - Змеюкиных находиться не будут, и мы успеем проверку провести.

Заметив, что и Ольга, и Андрей смотрят на него, ничего не понимая, он стал объяснять.

- Мы с отцом Сергием очень дружно работаем. Иногда детям не просто психолог нужен, а человеческое участие, тепло и внимание. Вот церковь и приходит на помощь. Думаю, что это будет хороший выход. Вы как, не против?

- Да мы только за, - ответил Андрей, - мальчикам там пока нравится, думаю и в поездке им будет интересно. Только вот Змеюкины... они ведь, наверное, уже в розыск подали. Типа, дети пропали.

Игорь Николаевич быстро набрал номер телефона и, представившись, стал уточнять данные о пропавших детях. Поговорив несколько минут, он поблагодарил собеседника и отключил телефон.

- Нет, пока никто их в розыск не объявлял. Заявления не было, - объявил он Ольге с Андреем, - подождите, это что получается. Дети несколько дней были в бегах, теперь уже третий день при церкви и их никто не ищет?

- Получается так, - заметила Ольга, - Змеюкины, наверное, думают, что никуда не денутся, придут. А то, что они еще маленькие и всякое может случиться, их мало волнует. Дети числятся, денежки капают.

- Хорошо, подвел итог беседе Игорь Николаевич, - вот мой телефон, будем на связи. Вы сходите сейчас в церковь, уточните про поездку, а я займусь сбором материала. И звоните, как что-то узнаете новое.

Ольга первой встала, поблагодарила Игоря и направилась к выходу. Ей уже не терпелось скорее поехать к ребятам. Андрей пожал Игорю Николаевичу руку и пошел следом за Ольгой.

Они заехали в магазин за гостинцами и уже к обеду были у церкви.

Утренняя служба закончилась, поэтому в самом здании и на территории было тихо. Во дворе церкви две женщины в темных одеждах развешивали выстиранное белье. Они показали, как пройти в учебный класс, но предупредили, что занятия на сегодня закончились и все дети пошли обедать.

Андрей пошел искать батюшку, а Ольга осталась ждать окончания обеда.

К ее удивлению, Андрей вернулся довольно быстро, дети даже не успели закончить трапезу. Он рассказал, что переговорил с батюшкой о поездке и тот с радостью согласился включить в группу Вовку и Степку. Воспитателями с ними поедут Антонина Тимофеевна и ее муж. Они уже не первый раз везут детей. Мальчики подружились с Антониной Тимофеевной, так что все должно получиться хорошо.

Ольга обрадовалась так, что забыла спросить, когда намечается поездка. Да и обед к этому времени закончился. Из трапезной стали выходить дети и взрослые работники церкви.

Мальчишки увидели Ольгу и повернули в ее сторону, но сделав несколько шагов остановились, дождались выхода из трапезной воспитательницы и, попросив разрешения, со всех ног припустились к Ольге.

Ольга отметила про себя, что они выглядели очень хорошо. Веселые, чистенькие и сытые, мальчики стеснительно прижимались к ней. А она обнимала и целовала их, как родных. Андрей терпеливо стоял в сторонке.

Потом они долго разговаривали, сидя на лавочке радом с церковью, вспоминали, как увидели карету, лошадь. Как дедушка угостил их вкусным чаем с молоком и рассказывали, как им здесь хорошо живется.

Узнав, что им все равно придется вернуться к Змеюкиным, Вовка приуныл, а Степка заплакал. Он размазывал кулаками слезы по щекам и говорил, что не пойдет к Змеюкиным, а если уведут, то все равно убежит.

Андрей и Ольга как могли успокаивали мальчиков, но расстаться им пришлось на очень грустной ноте. Уже возвращаясь в машине домой, Андрей обратил внимание, что Ольга все время отворачивается, пытаясь скрыть слезы.

- Оля, не мучай себя, мы постараемся все сделать для этих мальчиков, я тебе обещаю, - тихо успокаивал он жену.

- Давай заедем к маме с папой, я уже тоже проголодался, да и у них, наверное, есть новости, - попытался он отвлечь Ольгу от грустных мыслей.

Родители встретили их с улыбками, сразу пригласили к обеду, но Андрей отметил про себя, что настроение у обоих не очень веселое.

-2

Уже во время обеда родители поделились впечатлениями от своей поездки к Змеюкиным.

- Очень неприятная пара, хотя вроде и доброжелательно улыбаются, глядя на тебя, - сказал отец.

- Они сказали, что детей отправили в деревню, к тетке этой… как ее, Эммы Змеюкиной. Вроде как на свежий воздух и молоко. Хотя сами тоже ведь за городом живут. И корова мычала, я слышала, - рассказывала мама Андрея.

- В дом нас не пригласили, но попросили документы показать, по какому праву интересуемся. Я не растерялся и сказал, что от совета ветеранов обходим семейные детские дома, чтобы организовать встречу таких детей с ветеранами. Соврал, конечно, а как по-другому? - продолжал свой рассказ отец Андрея.
- Так на улице и пообщались. Правда, во двор нас пригласили, не стали держать за калиткой. А забор то там высоченный, под два метра, захочешь чего увидеть, не получится, - добавила мама и продолжила, - и за мальчиков они совсем не волновались, не видно было никаких переживаний.
Может быть, мальчики точно из какой-то деревни сбежали? Не могут ведь взрослые люди так спокойно говорить, если детей несколько дней дома нет. Они ведь в ответе за детей.

- Нет у них никакой деревни, врут все, - выпалила Ольга и смутилась, - извините. А не переживают, потому что душа не болит. Думают, куда они денутся, придут. Вот тогда и покажут им, где раки зимуют.

Андрей рассказал о визите в опекунский совет и о предложении специалиста отправить мальчиков в поездку.

- Ой, хорошо если бы все получилось. Мальчишки и новые места посмотрят, да и в спокойной обстановке побудут, - обрадовалась мама Андрея.

- Это так, но радоваться пока нечему. Нам сказали, что все равно детей надо будет вернуть по месту проживания. Закон на стороне Змеюкиных.
И это самое печальное.

Окончание здесь.
Начало здесь.

-3

Здравствуйте, дорогие мои подписчики, друзья и гости канала.

Рада, что вы читаете, комментируете и отмечаете лайками каждую часть этого рассказа. И тут, как говорится, "заказывали - слушайте читайте". Конец уже рядом и он будет очень неожиданным.
Оставайтесь со мной и каналом
"КНИГА ПАМЯТИ"