Найти тему
Территория глубины

Страдания нужно сделать сверхценными

Есть, пожалуй, самый распространенный способ оплатить страдания и получить с них радость, пусть и довольно хитрым способом, но тем не менее — сделать страдания сверхценными. «Страдаю, значит...» у каждого тут свой список.

В ракурсе искажений христианской идеи можно говорить уже о сформированной парадигме «святости» страданий. Да, именно искажений, потому что задачи превознесения страданий как таковых в себе христианство изначально не содержало, но при этом любая концепция обрастает неизбежным народным творчеством в силу бессознательных психологических механизмов, которые себе найдут обоснования в какой угодно религии и философии.

Условно, если в жизни человека нет больше никакого очевидного содержания для него самого же, кроме страданий, то их нужно как-то сделать ценными. Особенно если он сам на иное не способен (как минимум, по его же мнению). А тут такое — священная жертва. И можно не вникать, какой у нее был смысл, и насколько сопоставим с жизнью конкретного человека. Зато вот якобы прописана «ценность страданий». Дальше можно и не разбираться. Страдаю? Значит, я — ценный, важный, едва ли не святой.

Нимб, правда, почему-то от такого превознесения собственных мук не заводится, но и не важно — важна ценность страданий внутри человека. Хотя адепт такого способа существования часто натыкается на то, что его «святость» далеко не всегда хотят оценить и признать другие, но все же игра с самим собой так или иначе удается: себе эту ценность удается внушить.

Эта стратегия, впрочем, как и все в целом, содержит разумное зерно: ценны наши усилия, вложенный труд, полученный опыт (в том числе на ошибках и страданиях, да, и он ценен тем, что на боли он запоминается, а без нее — не факт), однако, мы тут говорим о равновесии. А в нем ценность страданий не выше ценности радости.

Однако парадигма страданий в этом смысле удобнее: страдания могут быть всегда, а значит, и ценность. Радость — не всегда, и просто так она не заводится, а усилия прилагать к радости — это уже не так волшебно. И еще ж можно не преуспеть в этом, как минимум — сразу.

А о жажде волшебства, которое мешает видеть адекватность равновесия — как раз в следующей серии.

Продолжение следует.

Автор: Антон Несвитский
Оригинал и обсуждение: https://t.me/glubina_space/158