Оказывается, раз в месяц сотрудники Государственного Эрмитажа проводят в Казани лекторий об истории мирового искусства. Например, в феврале все 3 дня посвящены Индии. Тема, которая звучала сегодня: "Возвращение в рай: индийское искусство времени правления императора Шах-Джахана".
Скажу честно - до сегодняшнего дня практически ничего не знала про Индию, её историю и её культуру. Мой максимум - деление на касты, священная корова и пару имен богов, которые появлялись в кино. Ещё всегда была уверена, что единственные завоеватели тех мест - это британцы, и что это случилось довольно поздно.
Однако оказалось (для таких же, как я), что в средневековой Индии не было одной сильной центральной власти, а существовала горстка государств, живущих в смуте и междоусобицах. Именно этим и воспользовались пришедшие с севера тюрки-мусульмане и организовавшие Делийский султанат. Естественно, они принесли с собой свою религию, и тогда тысячи храмов по всей стране были разрушены, а на их месте, и иногда из их же камней, были построены мечети. К счастью, новые правители заставили отказаться только от старых богов - в архитектуре все также сохранились многообразные и пышные растительные орнаменты, к которым впоследствии добавились геометрические узоры и традиционное арабское письмо.
На смешении религий и взаимопроникновении культур возникло особенное индомусульманское искусство: сочетание строгого ислама с уникальным витализмом. Интересный факт: местное население довольно положительно отнеслось к смене веры, после смерти обещавшей райский сад, а не бесконечное число перерождений и новый виток страданий.
История завоеваний на этом, конечно, не закончилась: ослабевший и изрядно уменьшившийся к 16 веку Делийский Султанат захватили Великие Монголы. Расцвет новой империи пришелся на правление Шах-Джахана. Несмотря на то, что это имя скорее всего ничего не говорит большинству людей, именно он построил мавзолей, ставший символом Индии - знаменитый Тадж-Махал.
Красивая легенда гласит, что гробница преждевременно умершей жены императора была видна из любой точки его резиденции в Агре, что доставляло невыразимые муки и, в конечном итоге, вынудило перенести столицу. Именно поэтому в Дели был построен новый, хорошо укрепленный форт - Лал-кила. Примечательно, что крепость была выполнена в любимых цветах императора: из красного песчаника и белого мрамора. Конечный замысел архитекторов дворца был прост: перед императором должна была вырасти цитадель по образу и подобию рая, описанного в Коране. Стоит отметить, им вполне это удалось.
Анонсы следующих лекций по ссылке.
📍55.798474, 49.106121