Хотите верьте, хотите не верьте, но первое мое путешествие на новом кемпере началось не с дороги, а с выставки, посвященной творчеству самого обсуждаемого "вандала", ставшего настоящей мировой звездой уличного искусства. Речь конечно же о Бэнкси...
Так вышло, что первый же выезд на кемпере совпал с окончанием показа на ВВЦ и было решено успеть запрыгнуть в последний вагон выставки и отметиться. К тому же, я люблю граффити, люблю уличное искусство, если оно искусство, а не рукоблудство похожих на людей обезъян с фломастерами и баллончиками с краской.
И я совершенно забыл показать вам, что было отснято на выставке и какие мысли залезли в мою и без того забитую всяким хламом голову. Кроме, конечно, политики и разного там мироустройства, которым она иногда тоже бывает забита, но скорее из ненависти к дуракам, лишающим нас будущего...
Про "феномен Бэнкси" не высказался разве что ленивый эксперт. Я не эксперт, поэтому мое мнение исключительно личное. Отбросив удачный маркетинг, Бэнкси хорош тем, что всегда умел показать нас с вами и окружающий нас мир понятным языком "жестов". Иногда зло, иногда с юмором, иногда с сарказмом, но отразить актуальное, что у всех на уме или то, что мы за собой не замечаем.
Вот это "не замечаем", наверное, один из пунктов, про который думал на выставке. Народ ходит, смеется, и часто не видят за собой того, над чем смеются. К примеру, отлично демонстрирующая современность инсталляция... Согласны!?
Делаем шаг назад... Да это же мы с вами! Это не кто-то там эфемерный, про кого Бэнкси зло пошутил. Это ты, мой дорогой читатель, снимающий из своего авто ДТП на МКАДе и я, спешащий сделать кадр, пока где-то что-то еще "полыхает". Это мы!
А еще, отдельным пунктом, мне показалось, что часть посетителей смеется над чем-то, но явно не понимает, что автор хотел сказать. Как бы так выразиться... напрашивается сравнение с Русским Музеем, в котором народ стоит напротив Квадрата Малевича и с серьезным видом обсуждает его, другие ржут, третьи ищут подвох. Уверен, что большинство банально не понимает ничего. Хотя, дурное сравнение, потому что меня лично бесит "Квадрат" и висящее с ним рядом полотно под названием "Черное на черном" тоже.
Многие вещи, которые рисовал или делал Бэнкси намного глубже, чем первоначально кажется. Ты вроде "втыкаешь в тему", а потом начинаешь мыслить и уходить глубже и глубже. Это тоже фишка Бэнкси, которая ему отлично удается. Опять же, потому что он берет жизнь и вырывает из нее маленький понятный контекст.
Тот случай, когда автор как уличный фотограф, вырывает из окружения маленький отрезок, который затерялся бы, если его не вырвать. Просто закрутился бы в водовороте и пропал...
Не скрою, на выставке я половину времени наблюдал за посетителями, потому то большая часть выставленных работ мне знакома. Я вообще люблю наблюдать за гостями, будь то выставки или какие-то встречи. Иногда за кадром главной сцены происходит гораздо более интересное.
Одно могу сказать с уверенностью, я исключительно кайфанул, посетив выставку. Она того стоила на 100%. Но и немного взгрустнул, потому что Бэнкси, например, всем известен, а Кен Плотбот нет... Да, Кен немного "узконаправленный" художник, но он великолепный уличный художник, превращающий военные и промышленные заброшки в шедевры. Поинтересуйтесь, если увлекаетесь уличным искусством.
Тут в голову пришла цитата из спектакля "Разговоры мужчин среднего возраста", многим известного в виде фильма "О чем говорят мужчины". Помните про закрытый туалет? Ну вот он закрыт - это инсталляция или он реально закрыт, потому что в первом случае пойти и пописать в произведение искусства нельзя, а во втором нельзя, потому что он закрыт. Получается, что это абсолютно бесполезная вещь...
Почему вдруг сопоставил с выставкой эту неточную цитату!?
Эмм... Я очень много снимаю граффити и вообще проявления стритарта, но в 99% это либо украшение архитектуры или места, или бесполезная трата сил, средств и времени, потому что ничего в себе не несет. Никакой полезной нагрузки, заставляющей задуматься.
Мне тут друг в Белграде пытался объяснить, почему весь город в дурацких графити, но я услышал только одно: в городе дохрена бездельников, которые не любят его и которым нечего сказать. Хотя и те, и другие пытаются подать это как политику и фанатские движения. Мне показалось, что и те, и другие просто давно розг не получали, и никак не относятся ни к политическим, ни к спортивным.
Все то же самое можно отнести к России, к Германии, к Португалии или Восточной Европе, где "последователи Бэнкси" как туалет в истории про взрослых мужиков, пытающихся разобраться в современном искусстве. То есть, они никчемны, бесполезны и порой бездарны, чем отлично контрастируют с такими персонажами как Бэнкси, сумевшими подать уличный "вандализм" (здесь и ранее употребляется общепринятое обозначение) под новым соусом. Нет, в виде нового блюда.
Не знаю как вы, а я могу часами наслаждаться работами Бэнкси, как могу часами пропадать на улицах с красивыми и грамотными графити, несущими в себе не только эстетику жанра, но и скрытый подтекст или явно вытекающий смысл, понятный окружающим, для кого этот посыл.
Выхода через сувенирную лавку не будет! Хотя... я все же прикупил себе кое-что в той сувенирной лавке, но это не про онлайн-вечеринку, которую я вам тут устроил с элементами разбора уличного беспредела. Я вообще не думаю, что среди моих читателей много почитателей графити или уличного искусства в принципе, но если есть... интересны ваши мысли на тему. Пишите в комментах, есть сегодня в той же Москве графити со смыслом или одни школьники-недоучки с фломастерами!?
Невошедшие в иллюстрации к посту фотографии покажу отдельной галереей, если у вас еще осталось желание погрузиться в мир Бэнкси. Enjoy, как говорят на Западе...
Кстати о Западе. У Бэнкси есть крутая картинка про разваливающийся Евросоюз. Я ее просто обожаю. Не из-за российского ура-патриотизма, а по ряду мысленных процессов про процессы европейские, с которыми сталкиваюсь и которые вижу. В своих путешествиях...
Надеюсь вы подписаны на меня, потому что это была всего лишь перебивка между рассказами о путешествии, в котором я уже несколько месяцев, а конца и не видно...
Меня зовут Михаил Рябинин, я фотограф и фотожурналист, а вы читаете мой канал RЯБИНИН, и точно не забудете поставить лайк.
Заходите также в мой Instagram и на канал в YouTube.