С точки зрения того, что делает наш мозг, панические атаки (ПА) и приступы синдрома раздражённого кишечника имеют немало сходств. При этом симптомы панических атак и идеология взаимодействия с ними плюс-минус представлены в инфополе, а об СРК в этом контексте говорят существенно реже.
Почему и СРК, и ПА снижают качество жизни?
По умолчанию наш мозг тревожится, выискивает проблемы и пытается найти для них решения. Во многом благодаря этому мы дожили до сегодняшних дней: не будь мы такими пугливыми и постоянно пытающимися всё решить, во всём разобраться – нас бы в массовом количестве жрали хищники, мы бы гибли в стихийных бедствиях, без конца отравлялись ядовитыми ягодами и т.п.
Это очень важная функция, но она играет против нас, когда мы пытаемся решить нерешаемую проблему. К числу таких нерешаемых проблем относятся:
- Попытки контролировать переживания. Всегда быть счастливой/ым, не грустить, не злиться, всегда чувствовать себя хорошо физически, не чувствовать боли телесной и эмоциональной. Все наши ощущения, мысли, чувства, эмоции нормальны, естественны, их не бывает только у мертвецов.
- То, что находится вне зоны нашего влияния. Мир во всём мире, чтобы начальник перестал кричать на подчинённых, чтобы партнёр полюбил наших родителей, чтобы люди были вежливее, чтобы дождь шёл реже – это нам не подвластно.
- Паралич анализа. Так называют нескончаемые попытки разобраться что, почему, зачем. «Как так вышло, что мы расстались?» «Что со мной не так, раз мне не нравится моя работа?» «Как вести себя, чтобы на меня не разозлились?» Эти размышления могут быть полезны в ограниченном количестве. Но они не решат проблему поиска какого-то одного ответа, абсолютной истины, после которой мы больше никогда не будем испытывать боль.
То, что происходит в нашем сознании во время приступов СРК и ПА, чаще всего относится к нерешаемым проблемам первого типа.
Представление о том, как мы должны или хотели бы себя чувствовать, конфликтует с нашими реальными ощущениями: вздутием живота, болью в области кишечника, тошнотой, головокружением, учащённым сердцебиением, холодным потом, дрожью в пальцах, шаткостью при ходьбе и т.п. И наш мозг воспринимает это расхождение как проблему, которую надо срочно решить.
Из-за этого мы начинаем гораздо тщательнее прислушиваться к симптомам, строить прогнозы того, что плохого может произойти и как к этому подготовиться, в панике обращаться к каким-то способам самопомощи или прибегать к поддержке со стороны, отменяем свои планы, чувствуем себя беспомощными, впадаем в отчаяние, мечемся туда-сюда в поисках скамеечки или туалета. Вдобавок к этому, мы можем винить себя за своё состояние, или чувствовать стыд перед людьми, которые наблюдают нас в нём.
Естественно, ни наше физическое, ни наше эмоциональное состояние от этого не стабилизируется – скорее, наоборот.
Различия между ПА и приступами СРК
Если вы немного в теме работы с паническими атаками, то вам знакома такая фраза: «Паническая атака вас не убьёт». Она не говорит о том, что у вас инсульт, что вы сейчас задохнётесь или сойдёте с ума.
Приступы синдрома раздражённого кишечника редко сопровождаются мыслями о смерти, но вот очень часто – мыслями о диарее, запоре, вынужденной дефекации на публике, сильных болях в кишечнике и т.п. И, хоть вероятность самых пугающих исходов крайне мала, тут нельзя утверждать наверняка: «Ничего из этого не произойдёт».
В этом главное различие: если ПА во многих случаях достаточно просто проживать, наблюдать и не делать с ними ничего, то приступы СРК могут требовать конкретных действий, направленных на изменение состояния тела. И это очень тонкая грань: мониторить свои телесные симптомы не из тревоги и паники, требующих срочно решить проблему, а из устойчивой наблюдательной позиции, позволяющей принимать взвешенные решения о поисках туалета, приёме лекарств, корректировке планов и т.п.
Понимаю, что эта схема может казаться идеалистичной, и это действительно не самый простой для формирования навык. Особенно с учётом того, что у людей с СРК есть устойчивые многолетние шаблоны тревожного взаимодействия с проявлениями синдрома (к слову, часть этих шаблонов вполне себе полезна и нужна).
Но это реально. И там, где панические атаки или приступы синдрома раздражённого кишечника больше не руководят вами, снимается ряд ограничений и открываются новые возможности.
Целенаправленно развивать навыки, необходимые для возвращения себе полноты жизни при СРК, мы будем на специальном тренинге. А для самостоятельной работы я рекомендую начать с первой схемы: научитесь замечать, как всё, что описано в ней, происходит с вами в реальности. Это очень важная техника для развития наблюдательной позиции.
.
© И. О. Волынцева, 2023
Если статья показалась вам интересной – буду благодарна за клац/тап по "Сказать спасибо".
Запись на личные консультации по ссылке.
Подписывайтесь↓, чтобы не пропустить новые материалы=)
Автор: Ирина Волынцева
Психолог, КПТ ACT схема-терапия
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru