Роман лауреата Нобелевской премии португальца Жозе Сарамаго «Слепота», написанный в 1995 году, - не самый известный из его романов. Но именно он стал актуален пару лет назад, когда человечество столкнулось с новой болезнью.
Притча о том, насколько хрупка человеческая жизнь цивилизация (как раз-то жизнь, укрепляемая инстинктом самосохранения, гораздо прочнее, чем можно было бы себе представить), о том, как научиться ценить то, что у нас есть, о том, каким может быть конец света. И совсем не притча в тех главах, где говорится о том, как… но об этом чуть позже.
В одном неназванном городе внезапно началась эпидемия слепоты – непонятно, отчего, непонятно, каким путём передающаяся, но настолько заразная, что распространялась катастрофически быстро. Поначалу власти пытались с ней справиться путём самой жёсткой изоляции заболевших и контактировавших. Но надолго ли это поможет? И как организовать жизнь в замкнутом пространстве прокажённых слепых? А что будет, если эпидемия вырвется на волю?
В романе не даётся ответов на многие вопросы, в частности: почему разразилась эпидемия, кто и почему оказался подвержен заболеванию в первую очередь; просто, как в сказке: однажды случилось так…
Но если рассматривать роман не как притчу, а как роман-антиутопию, роман-предвидение, то можно лишь удивиться прозорливости автора. Есть в тексте многое, что можно применить (и применяется) в нынешних обстоятельствах: чёткий рецепт, как держать в повиновении спокойствии народ в экстремальных обстоятельствах, как организовать койко-места для больных, как и кто должен за ними ухаживать. Не развита мысль, но дан прямой намёк на то, что выживаемость в форс-мажорных условиях будет гораздо выше в сельской местности, чем в городах.
Помимо основного сюжета, заставляют задуматься мысли, вкраплённые в него, в частности о том, где есть предел человеческого терпения? Что вытерпеть можно, а что нет? Что может стать решающим, поворотным рычагом, последней каплей воды в переполненной бочке страданий – голод, боль, стыд? И кто в экстремальной ситуации может стать более решительным, мужчина или женщина?
Сразу предупреждаю, что стиль Сарамаго довольно сложен: его герои вообще не имеют имён, он пренебрегает всяческими обозначениями прямой речи и злоупотребляет очень длинными предложениями, и всё это затрудняет прочтение и понимание – приходится всё время внимательно
следить, кому принадлежит та или иная реплика. Очень много в тексте описаний грязи, но это реальность человеческой жизни, та сторона, о которой не принято говорить, но которая играет огромную роль в нашей повседневной жизни и скорее всего может полностью вывести из строя человеческий организм, как с физической, так и с моральной стороны.
Конец романа, на мой взгляд, слишком оптимистичен. Думаю, что в реальности всё закончилось бы гораздо хуже.
Этот материал ранее был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/knigi/342B5D0A9EB9E510.html