Про Бурштынскую ТЭС я уже писал неоднократно, про её важность с точки зрения европейской энергосистемы и электроснабжения Прикарпатья и Закарпатья, так же описывал возможный вариант действий против неё. Разбирал и самый известный прилёт в неё. Она ещё и очень важный элемент регулирования энергосистемы. Поэтому хотя удары по электростанции наносились далеко не один раз (мелькала информация о девяти прилётах), судить о месте и результате достаточно проблематично (СБУ всё-таки не даром ест свой хлеб): достоверно известно о прилёте 10.10.2022 в автотрансформаторную группу 400/330 кВ (космоснимок) и 15.01.2023 в энергоблок №4 (как раз разобранный фотоснимок из турбинного зала). Про то, что остальные прилёты всё-таки достигали цели до поры до времени можно было судить по резким броскам трансграничных перетоков, но и этот канал в последнее время значительно поутратил информативность, потому что украинские энергетики достаточно давно начали применять превентивное отключение угрожаемых объектов, в результате резкие броски пропали, вместо них идёт достаточно плавное изменение мощности по которому крайне тяжело что-то оценить. Тем не менее, исходя из существующей схемы, предполагаемого количества ударов и места удара 15.01.2023 можно предположить, что там вообще происходит.
Начну с общего описания электростанции.
Генерация: 12 угольных (но с возможностью работы на мазуте или газе) энергоблоков по 200 МВт, пять из которых подключены к ОРУ 330 кВ, семь – к ОРУ 220 кВ.
Схема ОРУ 330 кВ: две секционированные системы шин с резервной, четыре отходящие ВЛ (Западноукраинская 1,2, Тернополь, Ивано-Франковск), две одноцепные связи с ОРУ 400 и 220 кВ.
Схема ОРУ 220 кВ: та же, то же четыре ВЛ (Калуш-220 1,2 и Стрый 1,2), три одноцепные связи (две с ОРУ 400 кВ, одна с 330 кВ), плюс через автотрансформатор 220/110 кВ подключена ВЛ 110 кВ на ПС 110 кВ Бурштын. С ОРУ двумя цепями запитана система собственных нужд главного корпуса электростанции.
Схема ОРУ 400 кВ – четырёхугольник, к которому подключены ВЛ Бурштынская ТЭС – Мукачево, одна цепь с ОРУ 330 кВ и две – с ОРУ 220 кВ.
Основной проблемой электростанции является то, что выдача большей части мощности генераторов (7 из 12, в сумме 1,4 ГВт) осуществляется на ОРУ 220 кВ, к которому присоединено всего 4 ВЛ 220 кВ, пропускной способности которых явно недостаточно для выпуска этой мощности в сеть (а если учесть, что за ПС 220 кВ Калуш-220 находится Калушская ТЭЦ мощностью 200 МВт, соответственно, Бурштынская ТЭС по отношению к ней является резервом, то вообще становится грустно). А главным потребителем мощности ОРУ 220 кВ является путь в Европу: ВЛ 400 кВ Бурштынская ТЭС – Мукачево.
Классы напряжения 400 и 220 кВ – вполне себе обычные европейские, поэтому в перспективе можно рассчитывать на их замену, но процесс этот очевидно не быстрый.
Также имеется возможность помочь и местному потреблению 330 кВ – с помощью автотрансформатора 330/220 кВ, расположенному между соответствующими ОРУ.
Подобных автотрансформаторов на Украине не густо от слова совсем – предположительно кроме этого имеется ещё три, так что вероятность замены, конечно, есть, но, прямо скажем, небольшая. Из Европы такой трансформатор может приехать только в случае его изготовления на заказ. Другие варианты – Россия, Беларусь, Азербайджан…
Ну и чтобы закончить с этим музеем автотрансформаторов – автотрансформаторная группа 400/330 кВ:
Собственно, на фото все автотрансформаторы 400/330 кВ, имеющиеся на Украине. Сейчас их уже меньше – первый же удар по Бурштынской ТЭС 10.10.2022 пришёлся именно в эту группу. Заменой могут выступить либо автотрансформаторы с Молдавской ГРЭС (которые сейчас обслуживают молдавский транзит), либо автотрансформаторы с литовской ПС 400/330 кВ Алитус, которые стерегут отключение БРЭЛЛ. Так что, скорее всего, только под заказ…
Интересно, что автотрансформаторами электростанция, естественно, не ограничивается – у главного корпуса стоят ещё три типа силовых трансформаторов: два типа генераторных (на 330 и 220 кВ) и собственных нужд. В общем, Бурштынская ТЭС похожа или на магазин под открытым небом, или, как уже говорил, учитывая предположительные даты установки, на музей – на ней стоит 27 силовых трансформаторов семи сильно разных типов. Точнее – стояло…
К чему было столь длинное и подробное описание силового трансформаторного оборудования Бурштынской ТЭС? Я не сомневаюсь, что к планированию атак на энергосистему Украины привлекли хороших специалистов (по крайней мере, к её осенней стадии, весной, по-моему, прослеживался достаточно дилетантский подход), которые тоже в курсе про это музей трансформаторов и что в этом музее на что влияет. Поэтому можно предположить следующую последовательность ударов (в принципе, подобный вариант и приводился ранее, но без удара непосредственно по генерации):
1) автотрансформаторная группа 400/330 кВ (удар 10.10.2022) – перекрыли возможность поставлять электроэнергию из Европы на Украину через Бурштынскую ТЭС. Передача мощности через ОРУ 220 кВ неэффективна, ввиду большой мощности генерации, выдаваемой на ОРУ (1,4 ГВт) и ограниченной пропускной способности автотрансформатора 330/220 кВ;
2) автотрансформатор 330/220 кВ (предположительный удар 18.10.2022). Перекрыли переток мощности между ОРУ 330 и 220 кВ – в таком случае мощность с ОРУ может течь только в Европу (пропускной способности четырёх ВЛ 220 кВ и одной ВЛ 110 кВ недостаточно для выпуска в сеть подобной мощности);
3) автотрансформаторные группы 400/220 кВ или ОРУ 400 кВ – у каждой цели свои плюсы (результат атаки на автотрансформатор хорошо заметен, его тяжело заменить на новый (из-за массы); критическая зона ОРУ 400 кВ очень небольшая, всего 50х75 метров между всеми выключателями) и минусы (автотрансформаторы разделены противопожарными перегородками, их в наличии семь (т.е. для полного выбивания связи нужно уничтожить пять); небольшое по количеству элементов ОРУ 400 кВ вполне можно заменить европейским аналогом), но результат одинаков – переток по ВЛ 400 кВ становится невозможным;
4) энергоблоки 330 кВ. 15.10.2023, скорее всего, был атакован энергоблок №3 (как средний из пяти энергоблоков, работающих на ОРУ 330 кВ). На известном фото – энергоблок №4, но за ним виден пожар. Учитывая размеры турбинного зала, а также предполагаемое направление прилёта ракеты, осмелюсь предположить, что она пробила крышу над энергоблоком №4 (обрушив каркас крыши на турбину) и попала в энергоблок №3.
Для лучшего понимания процесса, проиллюстрирую его схемой:
1) исходная схема;
2) 10.10.2022, выбита связь 400/330 кВ – ограничение перетока из Европы;
3) предположительно 18.10.2022, выбита связь 330/220 кВ – ограничение по выдаче мощности в сеть 330 кВ;
4) предположительно 23.11.2022 и/или позднее, выбита связь 400/220 кВ и/или ОРУ 400 кВ – отсутствует связь с Европой по сети 400 кВ (ПС Мукачево можно рассматривать как часть европейской энергосистемы);
5) 15.01.2023, выбита генерация (на время – полностью, серьёзно – минимум два энергоблока) 330 кВ – ОРУ 330 кВ функционирует как распределительный пункт;
6) возможное восстановление связи 400/220 кВ и/или ОРУ 400 кВ – выдача электроэнергии в Европу. Предположительно происходит в данный момент.
В результате подобной последовательности мы имеем следующую картину: вместо мощной (2,4 ГВт) электростанции 400/330/220 кВ, имеющей выход в европейскую энергосистему мы получаем расположенные рядом распредпункт 330 кВ и избыточно мощную электростанцию 220 кВ (1,4 ГВт). Конечно, можно и продолжить, но тут придётся иметь дело с очень живучими ОРУ, построенными по схеме двойных секционированных систем шин с резервной. Их живучесть обуславливается как общими, так и индивидуальными причинами. Посмотрим, что это за причины.
К числу общих можно отнести следующие:
1) сильная вытянутость распредустройства. Это уменьшает количество поражаемых элементов, в отличие от более квадратных схем типа четырёхугольника или полуторной;
2) расположение выключателей в ряд. Это делает не очень эффективным удар именно в выключатель – два соседних будут экранировать остальные. При выносе точки удара из оси ряда выключателей уменьшается количество поражаемых элементов: при выносе точки удара в сторону рабочих систем шин – выключатели экранируются многочисленными разъединителями и прочим оборудованием, при выносе в сторону резервной системы – экранируются уже сами рабочие системы шин. Плюс подобную расстановку удобно оборудовать различными противоосколочными мероприятиями – теми же стенками а-ля противопожарная перегородка.
Теперь об особенностях. Схемы ОРУ вроде как принципиально одинаковые (две секционированные системы шин с резервной), но всё-таки разные. Смотрим распредустройство 330 кВ.
Вроде ОРУ как ОРУ. Удар в район секционных выключателей (СШ-1 и СШ-2), скорее всего, отрубает обе секционированные системы шин целиком - за счёт поражения ошиновки осколками. Это да, но у местного персонала богатый опыт работы в составе Бурштынского энергоострова, когда, напомню, это распредустройство работало в двух разных энергосистемах.
Теперь распредустройство 220 кВ. Оно целиком было в Европе, поэтому опыта его эксплуатации в сложных условиях нет. Но тут другая напасть…
Дело в том, что обе рабочих системы разделены не пополам (причём сильно не пополам) и при этом не зеркальны друг другу. Это приводит к тому, что на ОРУ нет точки, попадание в которую приводит к отключению всей системы рабочих шин – с большой вероятностью одна из них всё равно останется в работе. Таким образом, удары по ОРУ 220 кВ на данной стадии не только не нужны, но и неэффективны…
Итого. Думаю, что с Бурштынской ТЭС (да и вообще по энергосистеме) всё идёт по плану. Можно спорить о скорости выполнения этого плана, но нам высшие соображения командования по этому поводу неизвестны. Об эффективности этого плана можно судить по высказываниям главного потребителя мощности этой электростанции, мэра Львова. И пропавшие вдруг лимиты, а также наметившийся импорт электроэнергии через Закарпатье говорят о том, что на Украине проблема с потреблением электроэнергии, оно упало даже ниже изрядно побитой генерации…
И ещё. Для оценки состояния генерации 330 кВ на Бурштынской ТЭС нужно следить за северо-западной трубой. Ждём хорошей погоды…