У некоторых детей в возрасте 3–6 лет появляется свой собственный «Карлсон», который обладает определённым набором качеств и развлекает малыша, когда ему скучно и одиноко.
Родителей неизбежно пугает, когда ребёнок начинает разговаривать или играть с воображаемым другом. Предлагаю вместе разобраться, по какой причине так происходит и что предпринять.
Почему появляется воображаемый друг.
Появление воображаемого друга у детей младшего возраста – это следствие бурной детской фантазии, не патология. Такое часто случается в семьях, где взаимодействие ребёнка с другими детьми ограничено или невозможно по каким-то причинам. Малыш тренирует коммуникативные навыки, реализуя в игре с «Карлсоном» и свою потребность в общении.
Однако невозможность реализовать потребности уже говорит о неблагоприятной обстановке в семье. Важно выяснить, что конкретно необходимо малышу и в чём он нуждается.
Для этого нужно понаблюдать и послушать, как играет ребёнок с воображаемым другом:
1. Если в его фантазиях друг его защищает, оберегает, значит, у ребёнка есть страхи, тревога, он испытывает дефицит безопасности или не доверяет окружающему миру.
2. Если малышу с воображаемым другом очень весело и интересно, значит, в реальной жизни он испытывает недостаток новых впечатлений, ярких эмоций, близкого общения с мамой и папой.
3. Если ребёнок боится своего придуманного друга и испытывает ужас даже во сне, то в этом случае необходимо обратиться к специалисту.
4. Если «друг» превращает спокойного и тихого ребёнка в разнузданного, слишком активного и громкого непоседу, значит, причину нужно искать в ограничениях и запретах, которые накладывают на малыша родители.
«Карлсон» всегда там, где есть проблема.
Воображаемый друг – это один из признаков неблагополучия в семье. Феномен может проявиться, если родители чрезмерно опекают малыша, применяют строгость, наказания или запрещают эмоции, игры, тем самым ограничивая его личное пространство. Ребёнок пытается искусственно расширить границы, придумывая целый мир с фантазийными героями.
Иногда малыш переносит ответственность на «Карлсона», утверждая, что вазу разбил придуманный друг, а не он. Кроме того, фантазия помогает ребёнку переживать стресс или психотравму, вызванную резкими, кардинальными изменениями в жизни (например, развод родителей, переезд, смерть члена семьи).
Тактика родителей.
Наличие воображаемого друга у дошкольников – это нормальное явление, которое обычно проходит, когда малыш становится первоклассником. Однако родителям нужно наблюдать, в каком ключе происходит эта «дружба».
Обязательно покажите ребёнка специалисту, если:
• воображаемый друг присутствует у школьника 10–12 лет;
• придуманный друг пугает малыша и вызывает у него приступы ужаса, паники, снится ему в кошмарных снах.
Не переубеждайте ребёнка в том, что его «друга» не существует. Наоборот, задавайте вопросы, чтобы иметь представление о характере детской фантазии: например, «Как его зовут?», «Как он выглядит?», «Что он любит делать?». Это поможет вам понять, что стало причиной появления «Карлсона», и предпринять шаги для решения проблемы. Будьте терпеливыми и вежливыми по отношению к ребёнку и его выдуманному другу.
Любите и берегите своих детей!
Автор: Юлия Таланцева
Психолог, Клинический психолог Семейный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru