В современном мире отношение людей к дьяволу и бесам делится на две основные категории. Одни считают, что их не существует, и поэтому об этом думать вообще не надо. Другие уверены, что они существуют, но при этом кто-то придает нечистым чрезмерную силу и боится постоянно, что будет поборен ими, а кто-то относится здраво и знает, что в человеке есть великая сила против бесовских козней. Кто же прав?
Дьявол переводится как клеветник. Это конкретная личность, а не некое обезличенное мировое зло. Как известно, ранее он был величайшим из созданий Бога и именовался Люцифером, но им был поднят бунт против Создателя, в результате которого он, конечно же, потерпел поражение и пал. При этом, треть ангелов, поддержавших его, также была низвержена вместе со своим предводителем.
В итоге, дьявол – это глава павших ангелов, именуемых также бесами. Итак, главная его сущность – клевета. В злобе на Бога и в зависти он клевещет Еве, а далее Прародители, отвергнув покаяние, совершают грехопадение. Уже здесь видна вся суть дьявольского воздействия. Он не насильно запихнул в рот запретный плод, напротив, он так сплел свою лживую сеть, что обитатели рая чуть ли не за благо посчитали вкусить плода, нарушив запрет Бога.
И так он действует всегда и доныне. Для примера возьмем грех винопития. Бутылка не появляется перед человеком по волшебству, в рот ему опять же никто вино не заливает. Дьявол, как и его бесы, существуют давным давно. Они не могут читать наши мысли, но имея огромный опыт, наблюдают за нами, и по нашим взглядам, словам и поступкам определяют греховные наклонности.
Склонному выпивать сначала подкидываются (это он умеет) помыслы – «ах, какая красивая бутылочка, ой, какие все веселые, а вот, посмотри, успешный человек и выпивает, а ты еще лучше будешь, только выпей» и так далее. Ну, а после того, как мы даем слабину и начинаем выпивать, ему становится еще проще вкладывать свои мысли и вести нас к погибели.
В чем же наша сила? Первое – мы имеем Богом данную свободу выбора. Только мы выбираем, принять бесовское внушение или нет. Если мы сразу отвергнем все лукавые стрелы, то и дальнейшего воздействия на нас не будет. Дьявол добивается от нас именно совершения греха, и поэтому насильно он действовать не может, так как при стороннем насилии греха нет. Это действие полностью добровольное.
Но даже если мы пали, поддались искушению, сочетались с помыслами, а потом мысли наши родили и греховные действия уже физические, то мы всегда можем прибегнуть к Таинству Исповеди и, тем самым, грехи наши будут попалены. Возможность покаяться была и у Адама и Евы, но они не воспользовались ею, поэтому и произошло грехопадение.
Итак, сила человека перед дьяволом заключается в свободе воли и возможности покаяния.