Найти в Дзене

У разбитого корыта?

В давние времена у моей мамы было много приятельниц. Они и теперь, за небольшим, грустным исключением, живы и относительно здоровы, но перешли в разряд просто знакомых, которые звонят маме в праздник. Ну, или она им.

Ничего не попишешь - приятельницы таковыми считаются пока вы часто встречаетесь, сплетничаете про мужчин, болтаете на любые темы, кроме здоровья, танцуете твист и дегустируете виноградное вино, кем-то привезённое с юга.

Но когда-нибудь, это уходит и приятельницы переходят в разряд хороших знакомых. Так вот среди этих замечательных женщин, во времена, когда они были мамиными приятельницами, выделялась весьма очаровательная особа, изящной комплекции, с длинными, чёрными локонами и голубыми глазами по имени Алла.

Это имя ей весьма подходило. Алла была из счастливых женщин. Любящий муж, занимавший руководящую должность со всеми вытекающими приятностями - премии, трёхкомнатная удобной планировки квартира. Повсюду паласы, ковры. Ну, вы помните, как все любили эти ловушки для пыли.

Повсюду не просто мебель, а гарнитуры - кухонный, гостиный, спальный. Книжные подписные издания, в таком количестве, что хотелось сдохнуть от зависти, многочисленный хрусталь слепил глаза. Её благополучие, модные наряды могли бы вызывать раздражённую зависть.

Но Алла имела лёгкий, весёлый характер, умела сопереживать и не важничала. К слову, подругам на день рождения Аллочка дарила исключительно хрустальные изделия - сахарницы, конфетницы, салатники. Щедрая душа!

Но и у неё печалька имелась - дочка Светлана. Девочка прекрасно училась, имела пятёрки по поведению, прилежно занималась в музыкальной школе. И совершенно не была похожа на мать. Папина копия. Не спешите говорить:"Подумаешь!"

Внешность супруга Аллы, вполне приемлемая для мужчины, совсем не подходила для будущей чаровницы. Я его опишу, а вы это приложите к девочке тринадцати лет. Столько исполнилось Свете, когда я, ученица десятого класса, её впервые увидела.

Всеволод Сергеевич (как без отчества, если руководитель и старше жены на семь лет), наверное, был альбиносом. Белые волосы, брови, ресницы. Красноватая кожа лица, толстые губы и бледно голубые глаза. Ну и солидный нос. При высоком росте, широких плечах и густом баритоне, это смотрелось ... В общем, смотрелось.

А к Свете, папину внешность, приложить не забыли? Ой? То-то. "Бедная девочка, в ней совсем нет моего шармана!" - грустила Аллочка и не жалела средств, наряжая дочь. Она ей предрекала отсутствие внимания со стороны кавалеров, а может даже одинокую жизнь.

а потому, что всякие выпивающие сантехники нам не нужны, а достойные, интересные мужчины на неё не посмотрят! - всерьёз беспокоилась красивая Светина мама.

И вот так длинно я вас подвела к сегодняшней истории. О Светлане, конечно. Не спешите предполагать, что замуж она за сантехника вышла.

Светлана оказалась "гусеницей," в которой заложено превращение в бабочку. Её волосы не превратились в чёрные локоны, а фигура не повторила очертания материнской. Природа, работая "с тем, что есть," преобразила Светлану в русскую красавицу с округлыми формами и тонкой талией.

Очень светлые, бесконечные волосы, Света забирала в "конский" хвост или заплетала в косу. Сквозь фарфоровую белизну округлого лица, с ямочкой на подбородке, пробивался румянец. Брови слегка потемнели и этого оказалось достаточным.

Проблему белёсых ресниц решили парикмахер и тушь. Прозрачные, глаза Светы стали казаться загадочными. Полные, без выраженного контура губы, притворялись, что их хозяйка последнюю корку отдаст, . И даже великоватый нос, не портил "акварельный портрет" Светланы.

Алла, да и все, кто помнил Свету неинтересной, поразились ликующему преображению. Девушка поступила в экономический институт. За ней ухаживали многие, а двое очень серьёзно. Изучая, дружила с обоими, но предпочтение не формировалось.

А уже случилась защита диплома и первое место работы. Самое время подумать о муже, тем более, что поступило сразу два предложения. Светлана странным образом поступила. Написав на бумажках имена - Володя и Виктор, скомкала и провела жеребьёвку.

Согласие получил Владимир, не подозревая насколько случайным был выбор Светланы. "Ты кретинка?! А чувства?" - ахала мать. Дочь пожимала плечами:

"Они, как двое из ларца, мама. Одного роста, симпатичные, из хороших семей. Оба инженеры. Одинаково обещают сделать меня счастливой. Что такое любовь - я не знаю, но есть симпатия, уважение и желание стать женой. Почему бы не Володиной?"

К свадьбе молодые готовились с энтузиазмом. Торжество получилось светлым и радостным. Успокоившись, Алла согласилась на предложение сватов, сообща, купить молодожёнам двухкомнатную кооперативную квартиру. И Всеволод Сергеевич жмотом для единственной дочери не был.

Так что очень удачно закрутилась семейная жизнь Володи и Светы. Пару лет пожили в своё удовольствие. Квартиру обставили. На третий год, Светлана родила сына Диму. Это не стало разрушительным испытанием, как бывает. Развлекательная жизнь отступила, приоритеты стали другими.

Молодые родители читали доктора Спока, интеллигентно спорили на тему закаливания и воспитания сына. Радовались, появлению бабушек, мгновенно убегая проветриться. Странная жеребьёвка Светланы, при выборе мужа, теперь её маме казалась мудрой подсказкой судьбы.

Но вот Димку в ясли отдали. Светлана вернулась на работу в бухгалтерию городского отдела культуры. Владимир поднимал карьеру на кирпичном заводе, в качестве старшего мастера. Простая, но не простенькая жизнь, наполненная доверху. Не та, из которой мечтают сбежать. Тем более, женщины.

Вдруг Алла пришла к моей маме, заплаканная. С порога сказала, в сердцах:

"У меня не дочь, а ящик сюрпризов! Плохого не видела - так надо испытать! И хоть бы мне открылась сначала. Так нет, паровозом проехалась по семье. Всё вдребезги! Володя запил. Димочка плачет. От проклятий сватьи телефон раскалился. Зато моя прынцесса узнала, что такое любовь."

После свадьбы, Светлана держалась принципа: вышла замуж - верой и правдой, до гробовой доски, исполняй свой долг жены. Это не было трудно. Владимир оказался замечательным мужем. Все обстоятельства - покупка родителями квартиры, их трогательная снисходительность и поддержка во всём, шли молодожёнам на пользу.

Рождение сына ещё больше укрепило семейный очаг. И вместе с тем, в душе Светы ожиданье жило. Как неприметная заноза покалывает, так и оно беспокоило каждую клеточку молодой женщины. При этом, ничего конкретного не происходило.

Светлану не волновали комплименты посторонних мужчин, не тянуло из дома в посиделки с подругами. Не жалела, что Володя стал её мужем. Но тогда откуда эта "температура" при полном здравии? В школьную пору, Светлана мечтала о карьере известной исполнительницы - пианистки. С тем и поступала в музыкальную школу.

Мечта выветрилась или способностей не хватило, но музыкалка так и осталась "для общего развития." Но музицировать и, чтоб зрители были, Света любила. Городская филармония ежемесячно предоставляла один из залов учащимся музыкального училища и тех же музыкалок.

В качестве зрителей бесплатных концертов, выступали педагоги, родители, пенсионеры - любители музыки. Зная эту кухню не по наслышке (музыкалка, привет!), Света затесалась в исполнители. Педагоги расписывали программу на каждый учебный год, и ей оставалось подстроиться.

Репетиции проходили в доме родителей - там любимое пианино осталось. И концертные платья в шкафу, с нетерпением ждали каждого выхода. Даже познав материнство, от хобби, иногда отнимавшего её у семьи, Светлана не отказалась. На одном из концертов оказался отец юной студентки.

Пришёл посмотреть на выступление дочки, а встретил любовь, в виде статной, молодой исполнительницы. Звучит больше цинично, чем романтично, но именно так. Мужчина изловчился назначить Свете свидание и в тот же день они вместе обедали.

Позабыв, про существование мужа, сердце жарко толкнулось: "Это и есть твоя любовь, Света!" И впустила в свою жизнь тайные встречи с Евгением - женатым мужчиной, значительно старше. Кроме жены - сын и дочь. Бывший военный, капитан запаса. На момент знакомства - начальник коммунальных служб.

Всё-таки любовь удивительное явление. Евгению малой толики не выпало сделать для Светы, по сравнению с мужем. Но Володя оставался ей "симпатичен," а про любовника, в момент поняла: "Это мой мужчина!" Но обманывать, быть чьей-то любовницей не могла.

Долгожданная любовь заслуживает быть чистой от страха и лжи! Под этим лозунгом подала на развод и открылась мужу. Оторопевшим родителям - уже с вещами и сыном под мышкой,. То есть, ни отступить, ни исправить. Оскорблённый Владимир поменял замок на двери, но это не защитило от раздела имущества.

Светлана жёстко озвучила два варианта:

"Ты выплачиваешь мне сумму, вложенную моими родителями в покупку жилья и набрасываешь - Димины метры переходят ко мне. Или на свою долю я впущу квартирантов."

И хотя все (включая родителей) внушали ей чувство вины, не отступилась, пока Володя не выплатил до копейки. Разумеется, это не освобождало бывшего от алиментов. До приватизации, с её правом запросто покупать и продавать жильё, оставалось несколько лет.

На отвоёванные деньги, Светлана сняла квартиру. В ней жила и принимала любовника. Он, в лучшем случае, приносил тортик да бутылку вина. Не скрывая, объяснял, что поднимать сына и дочь очень не просто. Впрочем, материальные подношения, компенсировались страстной любовью и приятным общением.

В тот период, мне довелось их увидеть. Не к месту, конечно, но вспомните великого Шукшина и его супругу Лидию. Вот, какой-то такой контраст женственной рассыпчатости и сдержанной мужской фактуры. Василий Макарович искрил энергетикой, а была ли она у любовника Светы - осталось секретом.

Сын Светы рос обласканный мамой, папой и всеми бабками с дедками, ночуя то там, то сям. Очень выгодно. Внезапно (ожидаемо?) прежний порядок сменился новым. Судя по копеечным алиментам, бывший муж в нём, пока не освоился. Родители Светы дышали ровно оставаясь на прежних местах.

В отделе культуры пошли сокращения и даже бухгалтерию не пожалели. Изгнанная Светлана, расстроиться не успела. Любовник Евгений заявил, что теперь содержать и её, и семейство для него не проблема. Поднимался он быстро и широко. Автомобили, недвижимость - какой-то такой бизнес. Не суть.

Фишка в том, что в прошлом советский коммунальщик, с "руководящим креслом," стал теперь весьма состоятельным человеком. Что там имела его семья, считать мы не станем, а Светлана, в какой-то год, получила шикарный подарок - большую квартиру в элитном доме.

Она давно ни в чём не нуждалась и одевалась в дорогих бутиках. Могла не работать, но не желая потерять квалификацию, вела на пол ставки бухгалтерию, малой фирмёшки. Сын Светы, Димка, закончив институт, отслужил в армии и открыл вместе с отцом своё дело.

С матерью почти не общался, сдружившись с отцом. Родители, оберегая самостоятельность, жили заводскими зарплатами. Просеивали, по вечерам, сквозь "советское сито" новизну и она им не нравилась. Как и положение дочери "содержанки." Им, по старинке, хотелось видеть Свету замужней.

Но взгляды на такие дела стали "ширше," правила лояльнее, а любовник данный аспект даже не обсуждал. Светлану берегла, в общем-то, истина: "У какой женщины мужчина чаще ночует, той и принадлежит." Вступив в возраст молодой зрелости, она пестовала - берегла отношения с Евгением.

Вдруг удача невероятная. Законной супруге любовника надоел местный климат, и она захотела "домик у моря." Пошли продажи - всё, кроме бизнеса. Дочь и сын, с семьями, их повзрослевшие дети, пожелали жить кланом. Евгений всему способствовал.

Сам он оставался при любовнице, но со штампом в паспорте. А было ему за пятьдесят. Светлана считала недели, когда Женя к ней насовсем переедет. Тогда... А что, собственно, тогда? Не успела придумать: к ней его супружница заявилась.

ознакомиться и попрощаться," как она выразилась, назвавшись Надеждой. Для Светланы не ново. Многое о ней, от любовника, знала. Разница в возрасте, была Светиным преимуществом. Но держалась супруга Евгения королевой. Одежда, ухоженность - не суть.

Манеры, уверенность и ни капли несчастности - в этом была её сила. Говорила певучим голосом, но насмешка так и просвечивала:

"Как хорошо вас устроил мой муж. Извините, на мой взгляд, вы столько уже не стоите. Но это чистоплотнее, чем каждую неделю новая шлюха. Это слово не к вам. Вы, Светлана, любовница, от слова любовь, да? От хорошего мужа ушли ради Евгения.
Удивлены? Я не унижала себя расспросами о вас. Просто заплатила специалисту за справку по таким делам. А пришла, жалея. Мы ж, как две жены. Вы - полевая. Временная. Когда у Жени дела "в поле" закончатся, вы у разбитого корыта останетесь.
Предопределено. Есть кое-что возвышеннее и сильнее, чем постельная любовь. Вы поймёте что, когда он вас оставит."

Светлана еле сдерживалась, чтоб базарной хабалкой не вцепиться дамочке в волосы. Из-за Евгения. Конечно, он об этом узнает и ронять себя ни к чему. Первая поднялась, давая понять, что встреча закончена.

Спокойно произнесла: "Будет, как будет. Я ни о чём не жалею."
Надежда кивнула: "Ну, тогда желаю достойно пережить "корыто."

Больше они не виделись. И ещё прошло три или четыре года. Отношения любовников напоминали семейно - многолетние. Без комплиментов, романтики, завоёвывания друг друга. И, пожалуй, к этому давно шло, а совместный быт проявил.

Евгений много времени проводил на работе. В нём всё глубже проявлялась усталость. Регулярно принимал лекарства, рекомендуемые личным врачом. Каждый месяц, летал "к своим" и это выражение очень коробило Свету. Однажды спросила: "Но ТАМ тебе ведь не так хорошо, как со мной?"

Не задумываясь, ответил:

"Совершенно не так. Там - семья. Внук недавно женился, а внучка родила правнучку. Рановато, но я рад. Большой, дружный шалман. Дом в два этажа - всем места хватает. Надя, умница, сумела атмосферу создать.
И детей вырастила правильных. Вместе живут, вместе бизнес ведут ресторанный. Ещё есть недвижимость - хорошая прибыль в сезон отпусков. Хватает. Мы люди не жадные."

Простые слова, прозвучав приговором, пробудили в Свете предчувствие скорого расставания с Женей. Это случилось скорее и жёстче, чем она ожидала. Он объявил, что уезжает. Совсем. И считает правильным, продать эту большую квартиру.

"Я погорячился, Светлана, покупая её для тебя. Куда одной такие хоромы? Ты не молодеешь, замучаешься убирать, а на помощницу вряд ли средства найдутся. Будь благоразумна - соглашайся. Я уже подобрал уютный вариант для тебя.

Тон без намерения оскорбить, но смысл... Так не говорят "навеки любимой." Ей не намекают на возраст. Вежливо размазал и не заметил. Светлана вскинула голову:

"Квартира - подарок и отозвать его ты не сможешь. Катись к своим. Там будет, кому подать воды и сделать клизму, если потребуется. А я не по этой части."

Евгений разозлился:

"Что ты о себе возомнила? Ушла от мужа, сын тебя видел несколько дней в неделю. Институт с красным дипломом закончила, а занималась расчётками! Ради любви? А теперь присмотрись - стоил я того? Теперь, когда всё погасло, мне есть куда возвращаться, а тебе?! Чем ты заполнишь эту квартиру? Кошками? Подавись. Но всё в ней, до последней нитки, я покупал и вывезу всё, не сомневайся!"

Взяв в руки телефон, Светлана предупредила:

"Если не уберёшься, вызову милицию и обвиню тебя в угрозах и нападении. Не посадят, но отъезд твой задержится. И доказать, что ты покупал - не сумеешь!"

Но это был последний всплеск. Гордости, сил. Евгений громыхнув дверью, ушёл. Светлана заглушила боль коньяком и упала в кровать. А прямо со следующего утра в ней поселилась депрессия. Не слезливая хандра, а отсутствие желания двигаться, говорить, умываться, питаться.

Еле доехала до работы, чтобы уволиться. Посмотрев на неё, директор фирмы подписал заявление без отработки. На такси добралась до дома, чтобы поскорее закрыться и исчезнуть для всех. Прежде всего, для себя. Алла приходила к дочери несколько дней, прежде, чем та ей открыла.

Зрелище мать испугало. Растрёпанная, в несвежей ночной сорочке Светлана смотрела перед собой потухшим взором. Судя по всему, всё это время, Света не ела. "Доченька, да что случилось?!" - вскричала Алла, не понимая.

"От меня муж ушёл. К другой жене - Наде. Она законная, а я - полевая. Временная. Моё время закончилось, мама," - монотонно ответила Света.

И переключить это состояние не представлялось возможным. Светлана не могла, не хотела жить без Евгения. Родители отвезли дочь к психиатру. От стационара Света отказалась. Назначенные таблетки пила, но и через три месяца улучшение не наступило. Консультации психолога, психотерапевта. Опять психиатр.

Прошло около года, прежде, чем Дмитрий навестил мать, поверив, что ей "кранты." А дело в том, что сдружившись крепко с отцом, Дима стал воспринимать мать через его мнение. Воспоминания собственного детства, не задержались с обидами.

"Мама, ради любовника, отодвинула не только отца, но и меня!" - пришёл к выводу сын.

И это было фифти-фифти, надо признать. Хотя, не настолько категорично.

Вид матери Дмитрия напугал. Совершенно пустые глаза. Отсутствие стеснительности от своего бомжовского вида. Понял: "Ещё немного, и она либо сойдёт с ума, либо покончит с собой. И как после этого жить?!" Он сел рядом, взял Свету за руку и принялся сыпать словами:

"Мама, тебе в теремке не тесно? Пустишь пожить? Не за так. Я тебя возьму на работу. Срочно нужен бухгалтер. Выручишь? Много платить не смогу, но буду убирать квартиру. А хочешь, срочно женюсь и мы родим тебе внука? Очнись, неужели этот старый геморрой стоит таких страданий?!"

У Светланы дёрнулись губы - попытка улыбки. Обрадованный Димка, без затруднений, принялся высмеивать "перца без сердца." В тот же день он к ней перебрался и повсюду навёл порядок. Вызвал парикмахера. Вместо длинных волос, у Светы появилась стрижка.

Причёска или та же уложенная коса, ей подходили больше, но Дима назвал стрижку символом освобождения, и мать засмеялась. А потом призналась:

"Одна дама, честно сказать, жена Евгения, предсказала. что я у разбитого корыта останусь. Так и случилось. Это так стыдно, обидно, Димка! Аж внутри всё болит!"

У Димы брови взлетели на лоб. Обведя руками пространство, он завопил:

"И вот это ты называешь корытом? Ну, ты, мать, зажралась! Не узнавала, сколько мульёнов стоит корыто? Да ты их всех сделала! И его даму - тоже. Вернулся к ней чуть ли не стариком - эк, горе великое для тебя!"

Первое время он возил мать к себе на работу "насильно," через её "не могу и не хочу." Но потом Светлана втянулась, а главное - вернулась к себе. Дмитрий так с ней и живёт. Жениться не собирается, а Света и не гонит.

от автора: Теперь, когда осталось несколько лет до шестидесяти, Светлана опять стала копией папы. Белые волосы, брови, ресницы. Слегка красноватая кожа лица. Крупноватый, для женщины, нос. Русская красавица растворилась во времени, выполнив своё назначение. Удачно или нет - знает только сама Светлана.

Благодарю за прочтение. Голосуйте. Пишите. Подписывайтесь. Лина