Выходец из семьи еврейских иммигрантов из Австро-Венгрии Иммануил Валлерстайн известен не только как крупнейший ученый с мировым именем один из основоположников теории мир-систем, но и как ученый, предсказавший многие события 20-го и 21-го веков.
Валлерстайн очень молодым человеком стал профессором Колумбийского университета, входил в высшие политические круги США, был советником в администрации Джона Кеннеди и даже готовился занять пост госсекретаря США. Отказался от политической карьеры после убийства Кеннеди.
На родине в Америке его не жаловали за левые взгляды. За критическое отношение к советскому строю не жаловали его и в СССР.
В 1969 за 20 лет до крушения коммунизма он, на основании мир-системного анализа, сделал прогноз, что советские лидеры откажутся от идеологии, ради того, чтобы стать частью западной капиталистической элиты. Подтвердилось
В 1990 году, Валлерстайн сказал об экономических реформах:
«Россия хочет причалить к Америке, и она к ней причалит – только не к Северной, а к Южной». Подтвердилось.
По прогнозу, сделанному им в 1995 году, президентом России после Ельцина, должен стать человек в погонах. Подтвердилось
По прогнозу 2014 года (до свержения Януковича) Россия столкнется с Америкой на Украине и начнется холодная война. Подтвердилось.
Пишу все это, чтобы объяснить, почему отношусь серьезно к прогнозам ныне покойного профессора.
Естественно, его как еврея, не могло не занимать и будущее Израиля. Про одну из его статей на эту тему и хотелось бы поговорить сегодня.
Речь идет о небольшой статье 2009 года «Хроника предсказанного самоубийства: случай Израиля» («Chronicle of a Suicide Foretold: The Case of Israel). К сожалению, здесь запрещены перепечатки, поэтому даю краткое изложение в переводе.
Валлерстайн пишет, что 60 лет выживания Израиля было возможным лишь благодаря стратегии, которая состояла из трех компонентов: мачо-милитаризма, геополитических союзов и пиара.
Мачо-милитаризм, или как это называют, «железный кулак» обеспечивался националистическим угаром израильских евреев и мощной поддержкой еврейских диаспор во всем мире.
В геополитической компоненте Израиль сначала заключил союз с СССР, благодаря которому получил чехословацкое вооружение, что обеспечило ему победу в первой арабо-израильской войне. После этого Израиль пошел на сближение с Францией, благодаря которому стал ядерной державой. Теперь же его ближайшим союзником являются США.
Все эти покровители оказали Израилю наиболее важную военную, а также дипломатическую и политическую поддержку, а в случае Соединенных Штатов еще и значительную экономическую поддержку.
Третий компонент – пиар, был построен на изображении Израиля, как прогрессивного Давида, которому противостоит дикий Голиаф, что позволило заручиться поддержкой мировой общественности. В последние сорок лет пиар строился и на чувстве вины, чувстве сострадания за массовое уничтожения нацистами европейского еврейства во время второй мировой войны.
Все эти компоненты израильской стратегии хорошо работали и становились все более эффективными с 1948 по 1980 годы.
Но примерно с 80-х годов их использование стало контрпродуктивно. Израиль вступил в фазу стремительного упадка своей стратегии. Причем, возможно, он уже опоздал ее менять на другую, и это означает его геополитическое самоубийство.
Победы в четырех войнах помогли евреям во всем мире преодолеть сомнения в отношении государства Израиль. Они очень гордились своими достижениями и проводили крупные политические кампании в Соединенных Штатах и Западной Европе. При этом, образ прогрессивного Израиля с акцентом на добродетели кибуца был дополнен образом жертвы с акцентом на холокост, как главное оправдание мировой поддержки еврейского государства.
Более того, Израилю удалось договориться о признании Египтом и Иорданией.
Но было уже слишком поздно. Война 1973 года положила конец главной роли арабских государств в противостоянии Израилю.
Его ключевым противником стала Организация освобождения Палестины (ООП).
Долгое время Израиль отказывался вести переговоры с ООП и ее лидером Ясиром Арафатом, предпочитая "железный кулак". И поначалу это удавалось.
Что возможности железного кулака не беспредельны стало очевидно после первой интифады палестинцев на оккупированных территориях, которая началась в 1987 году и продолжалась шесть лет.
Интифада вынудила израильтян и Соединенные Штаты к переговорам с ООП, и привела к созданию Палестинской администрации на части оккупированных территорий.
Однако важнее этих соглашений было другое – в мировом общественном мнении образы Давида и Голиафа начали меняться местами.
Впервые в западном мире всерьез задумались о серьезной поддержке идеи двух государств. Впервые «железный кулак» Израиля и его действия по отношению к палестинцам подверглись критике.
Если бы Израиль с самого начала согласился с созданием двух государств по Зеленой линии 1948-1949 годов - он, вероятно, добился бы урегулирования. Но Израиль всегда был на шаг позади. Когда мог вести переговоры с Насером, он этого не сделал. Когда мог вести переговоры с Арафатом, так же не стал этого делать.
Когда Арафат умер и его сменил бездеятельный Махмуд Аббас, более воинственный ХАМАС выиграл палестинские парламентские выборы 2006 года. И Израиль опять отказался разговаривать, теперь уже с ХАМАС.
Сейчас, чтобы уничтожить ХАМАС, Израиль вторгся в Газу. Если это удастся, какая организация придет ей на смену? Если, что более вероятно, ХАМАС уничтожить не удастся, возможен ли теперь проект двух государств?
В настоящее время как палестинское, так и мировое общественное мнение движется в сторону решения о едином государстве. И это, конечно, конец сионистского проекта.
В заключение статьи Валлерстайн говорит:
«Стратегия Израиля, состоящая из трех элементов, рассыпается. «Железный кулак» больше не приносит успехов, как не принес и Джорджу Бушу в Ираке. Останется ли связь Израиля с Соединенными Штатами прочной? Я сомневаюсь в этом. И будет ли мировое общественное мнение сочувственно относиться к Израилю? Похоже, что нет. Сможет ли Израиль перейти к альтернативной стратегии переговоров с воинственными представителями палестинцев, как неотъемлемая часть Ближнего Востока, не позиционируя себя форпостом Европы?
Кажется, что для этого уже поздно, возможно, слишком поздно. Следовательно, хроника предсказанного самоубийства уже написана».