Авторынок России активно наполняется новинками, которые ввозят из других стран по схемам параллельного импорта. Чаще всего дилеры и частники продают такие машины как бывшие в употреблении, оставляя открытым вопрос гарантии даже при нулевом пробеге. Объясняем, почему так происходит и в каких случаях и какая гарантия на неофициально ввезённый автомобиль всё-таки будет действовать.
Законы и штрафы, обслуживание и эксплуатация — подписывайтесь на канал и не пропускайте полезные для автомобилистов посты!
Какие машины предлагают дилеры
Автомобили по схеме параллельного импорта в Россию завозят не только частники и мелкие компании, но и крупные дилеры. Долю продаж таких машин эксперты рынка сегодня оценивают в 25%. И чаще всего на эти экземпляры дилеры, в отличие от частных продавцов, предлагают гарантию — но не обычную, от производителя, а собственную.
В салоны дилеров по «параллельным» каналам поставляются автомобили премиум-сегмента, так как они обеспечивают высокую маржинальность. В Россию по-прежнему приезжают даже люксовые модели английских и немецких марок, как рассказал заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей компании «Авилон» Алексей Стариков.
«Приезжают Range Rover, Land Rover Defender, Range Rover Sport, новый Jeep Grand Cherokee, электромобили Volkswagen ID.6, Audi Q5 e-tron. Это сертифицированные автомобили, проходящие дилерскую предпродажную подготовку. Мы даём на них гарантию и осуществляем все заводские отзывные кампании», — рассказал Стариков.
Массовые автомобили, по мнению руководителя дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Дениса Решетникова, крупным дилерам сейчас не так интересны: «На данный момент их поставляется меньше, чем премиальных: расходы на логистику негативно отражаются на конечной стоимости машин, что делает их менее доступными для клиентов со средними доходами».
Как пояснил директор по продажам автомобилей с пробегом «Автодом» и «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов, машины поступают из стран Европы, Азии и Ближнего Востока, а их стоимость формируется с учётом НДС. Дилер проверяет автомобили и даёт на них гарантию.
«Все автомобили, ввезённые с помощью параллельного импорта, тщательно проверены и имеют минимальный пробег. Гарантия предоставляется либо в соответствии с Законом о защите прав потребителей, либо это собственная гарантия от дилера. Послепродажное обслуживание автомобилей по параллельному импорту существенно не отличается от автомобилей, доставленных через официальные каналы», — объяснил Желобов.
Упоминая закон, дилеры, тем не менее, признаются, что в большинстве случаев гарантию предлагают только как дополнительный продукт — то есть либо за деньги, либо изначально закладывая её стоимость в цену машины. Причём стоимость гарантии варьируется в зависимости от бренда и модели. И в этой схеме часто задействуются страховые компании.
Почему нет гарантии производителя
Сами автопроизводители не могут официально предоставлять гарантию на свою продукцию, даже если декларируют так называемую «мировую гарантию» — потому что исполнять такие обязательства в РФ сейчас некому. Даже те, кто только приостановил работу, не могут ничего обещать своим клиентам.
Однако Закон о защите прав потребителей позволяет клиенту предъявить продавцу требование о бесплатном устранении недостатков товара в течение двух лет со дня передачи его потребителю, поэтому дилеры продают «серые» машины как бывшие в употреблении, рассказал глава Российского автомобильного союза Антон Шапарин. Комиссионная схема, по мнению эксперта, нужна как раз для того, чтобы не брать на себя ответственность за состояние автомобилей в ходе эксплуатации.
«Дилеры сразу ставят новую машину на учёт, и ты можешь её купить, но уже как б/у. И в договоре будет написано, что клиент приобретает автомобиль в рамках его текущего состояния и претензий не имеет. В этом случае на гарантийные обязательства надеяться не стоит. Но можно купить аналог сервисного контракта с условием обслуживания у дилера», — объяснил Шапарин. И если раньше «дилерская гарантия» являлась расширением основной от производителя, то теперь она, по словам эксперта, больше напоминает форму предоплаченного ТО.
Комиссионная схема работает и в обратную сторону, говорит эксперт рынка и автор телеграм-канала carintrade Павел Карин. По его словам, дилеры и сами покупают на стороне машины как бывшие в употреблении, тем самым «очищая» их от запутанной схемы ввоза.
«Несколько машин из своего канала я продал дилерам. Единственное условие было — перед продажей поставить машину на учёт, такое требование выдвигает служба безопасности дилера, чтобы удостовериться, что автомобиль “чистый”. В случае с некоторыми марками можно напрямую приехать к дилеру, они посмотрят, что всё в порядке, сами поставят машину на учёт, выдадут деньги в кассе. Соответственно, они оформляют машину уже на юридическое лицо, но не будут считаться причастными к ввозу и растаможкам», — пояснил Карин.
Как работает страховая гарантия
Когда на рынке появились автомобили, ввезённые по параллельному импорту, страховые компании предложили дилерам продавать гарантию как страховой продукт, объясняет Карин. В полисах чётко прописаны все риски, затраты, суммы, оценены запчасти и повреждения. Полис может входить в стоимость автомобиля, и большая часть дилеров машину без этого полиса просто не продаёт.
У страховых компаний огромный разброс по условиям и свои требования к машинам. Не каждая «серая» машина может быть в принципе подведена под эту гарантию — например, если страховщик понимает, что его затраты в случае поломки окажутся слишком высокими, либо если найти запчасти будет очень сложно. Похожий продукт существовал и раньше, но он назывался технической гарантией и не пользовался спросом, так как большинство потенциальных проблем покрывала официальная гарантия производителя.
«Часто речь идёт о денежных выплатах в разных случаях, а не о гарантийном ремонте. Потому что проблему с поставкой запчастей никто не отменял. Но всё зависит от договора. Если через какое-то время после покупки с машиной что-то происходит, то при наличии страхового продукта клиент идёт к тому, кто указан в страховом договоре, — это может быть дилер-продавец, любой дилерский центр бренда либо вообще неизвестный сервисный центр. При этом если страховая компания платит за ремонт, то у дилера нет мотивации говорить клиенту, что повода для ремонта нет, как это могло быть ранее с официальным гарантийным ремонтом», — считает Павел Карин.
При этом эксперт советует обращать особое внимание на договор страховой гарантии при покупке автомобиля у дилера. Потому что разница в стоимости такого полиса у дилера и у страховой компании может быть... любой! В презентациях страховщиков указываются суммы в диапазоне 30–60 тысяч рублей, но дилер может закладывать плюс 100–200 тысяч рублей. Если же дилер согласен продать машину без страховой гарантии, есть смысл изучить предложения разных страховых компаний и выбрать наиболее выгодное и удобное.
Существует ли вообще гарантия дилера
Помимо основной на сегодня страховой гарантии, дилеры часто предлагают и свои собственные программы. Например, продавец даёт на некоторые модели собственную гарантию на год или два без доплаты, но только при условии, что клиент приезжает на ТО именно к нему. Для дилера это способ привязать клиента, если он уверен, что машина в порядке. Особенно выгодно дилерам осуществлять послепродажное обслуживание автомобилей премиум-сегмента, говорит Карин.
Более короткие сроки такой гарантии, по мнению Решетникова из Fresh Auto, объясняются проблемами с запчастями. «В текущих условиях, когда оригинальные детали приходится долго искать и ждать, автосалоны не могут взять на себя ещё большие риски, поэтому гарантийный период пока небольшой. Кроме того, остаётся вероятность, что большинство автоконцернов, приостановивших свою деятельность в РФ, будут искать возможность вернуться. Поэтому пролонгированная гарантия может не понадобиться», — заключает эксперт.