Вернер Пантон (1926-1998)
Датский дизайнер и архитектор.
Мастер кислотных цветов, текучих форм и футуристичного дизайна. Именно он ввел эстетику поп-культуры в предметы мебели и интерьер.
До сих пор Международный институт цвета, носящий его имя, считается самым авторитетным в мире дизайна и ежегодно диктует планете, какой цвет сделать доминирующим в интерьере.
Мальчик с детства хотел стать художником, против чего выступал отец. Поэтому Вернер поступил в Технический колледж в Оденсе и одновременно проходил военную службу. Закончив колледж, он сразу же поступил в Королевскую академию искусств в Копенгагене, где изучал архитектуру под покровительством своего друга Пола Хеннингсена. После окончания учебы он работал для гранда датской архитектуры Арне Якобсена. Дружил и работал с Хансом Вегнером.
Вернер Пантон считается революционером в области дизайна мебели. Он экспериментировал с ультрасовременными материалами и одним из первых стал рассматривать отдельные элементы интерьера через связь общим пространством.
Пантон утверждал, что мебель не обязательно должна иметь традиционную форму. Его знаменитые проекты стульев — «Tivoli», «Bachelor» и «Cone» — считались в своё время самыми необычными стульями в мире.
Вернер считал, что стулья должны быть не только удобны, но и интересны.
Самый знаменитый стул дизайнера — «Panton Chair» сделан из единого куска формованного пластика.
Стул Cone Chair был разработан им для редизайна ресторана в гостинице.
По словам Вернера Пантона, идея возникла во время предварительных набросок на бумаге нового стула. Продолжив линию спинки по прямой, пока она не соприкоснулась с ножкой — подставкой, расположенной на полу, он получил абсолютно новую идею в формообразовании стульев. Перевёрнутый конус, Cone был настолько футуристичен для своего времени, что напротив витрины, в которой он был выставлен, собирались толпы людей и полиция была вынуждена восстанавливать проезд автотранспорта.
Кроме стульев, дизайнер придумал более 25 различных форм для ламп.
Без света нет цвета.
Одно из первых его произведений «Лунная лампа» состоит она из десятка алюминиевых кольцевых планок, собранных на стержнях вокруг лампы таким образом, чтобы могли сдвигаться. Позднее металл заменили на пластик. Часть света от лампы отражается от планок, и уже потом распространяется по помещению.
Не менее известен и светильник «Цветочный горшок». Эти изделия предлагают в чистых, ярких, радостных цветах.
Знаменитые светильники «Глобус» и «Подвеска» представляют собой собранные из двух полусфер прозрачные акриловые сферы, в которых на тросах подвешены рефлекторы.
Любой из вас видел его легендарные светильники, посмотрите приложенные фотографии.
Также Пантон занимался дизайном текстиля и интерьеров, создав интерьеры для издательских домов «Spiegel» и «Gruner & Jahr» в Гамбурге, а также для гостиницы «Astoria» в Тронхейме.
Все его разработки остаются актуальными по сей день. Работая с такими материалами, как плексиглас, фибергласс, фанера, пластик, стекло, сталь, пенорезина, пенопропилен, он создавал невиданные до тех пор психоделические интерьеры.
Пантон не стремился придумать отдельные, пусть даже оригинальные предметы, вместо этого он старался создавать атмосферу. Каждый объект выступал в качестве элемента жилой среды, вписываясь в общую концепцию и передавая нужное настроение. Дизайнер называл это «интерактивным домашним ландшафтом».
Пантон утверждал, что цвет важнее формы, и своей целью ставил научить людей, окружающих себя традиционными серо-бежевыми цветами, использовать воображение в оформлении интерьеров.
Работая с ярким, чистым цветом, чаще всего противоположным тому, который был бы естественен для того или иного объекта, он предложил новый, революционный подход к оформлению помещений.
Игра с формами и цветом прослеживается в течение всего творческого пути Вернона Пантона. Дизайнер, пытаясь донести свою идею до аудитории, разработал инсталляцию «Цветовые пространства», где предложил посетителям оценить воздействие цвета на тело и дух, почувствовать эффект потепления или похолодания при переходе из комнаты в комнату.
«Основная цель моей работы — побудить людей использовать свое воображение. Большинство людей проводят свою жизнь, живя в унылом серо-бежевом соответствии, смертельно боясь использовать цвета. Экспериментируя с освещением, цветами, текстилем и мебелью и используя новейшие технологии, я пытаюсь… побудить людей использовать свое воображение и сделать свое окружение более захватывающим». В. Пантон
..............................................................
Текст подготовила Эвелина Бочарова
#gripinsky_об_искусстве #gripinsky_искусство