Иногда у граждан возникают жизненные ситуации, требующие признание живущих/прописанных в одном жилом помещении (доме, квартире, комнате) граждан членами разных семей. И сделать это оказывается не так просто, как хотелось бы большинству из нас.
Необходимость в признании разными семьями может быть вызвана, в частности:
- Разделением оплаты за жилищно-коммунальные услуги;
- Необходимостью раздельного улучшения жилищных условий;
- Оформлением жилищных субсидий на нескольких жильцов из числа зарегистрированных в одном жилом помещении.
Чаще всего от клиентов приходится слышать фразу: “Ну они же для меня совершенно чужие люди! Очевидно, что они не являются членами моей семьи!”
Однако такая точка зрения является ошибочной, поскольку она противоречит требованиям жилищного законодательства.
Дело в том, что понятие “член семьи” в жилищном праве сильно отличается от такого же понятия в семейном и наследственном праве. Для того, чтобы получить статус члена семьи нанимателя (статья 69 Жилищного кодекса РФ) или собственника (статья 31 Жилищного кодекса РФ) жилого помещения, достаточно быть официально вселенным в жилое помещение (зарегистрированным в нем по месту жительства), вести общее с нанимателем/собственником жилого помещения хозяйство и иметь общий с ним бюджет.
Если гражданин зарегистрирован по месту жительства (прописан) в жилом помещении, принадлежащем кому-либо на праве собственности или занимаемом по договору найма (социального найма), то он автоматически считается членом семьи нанимателя/собственника жилого помещения, пока не доказано иное. Доказать иное можно исключительно в судебном порядке, чтобы в решении суда было четко сказано, что условные Иванов и Петров не являются членами одной семьи.
Поскольку действующим законодательством вопрос о признании граждан разными семьями никак не регламентируется, то для решения этой проблемы приходится руководствоваться судебной практикой, сложившейся по такой категории дел.
До 2008 года в суд можно было подать заявление в порядке особого производства об установлении юридического факта проживания в жилом помещении членов разных семей. Однако, начиная с 2008 года, практика изменилась, и суды стали требовать предъявления соответствующего иска.
Возникла проблема – кого указывать в иске в качестве истца и ответчика, а также какую указывать формулировку нарушения прав истца со стороны ответчика, чтобы удовлетворение заявленных исковых требований вело к восстановлению нарушенных прав истца. Ведь нельзя же, в самом деле, указывать иске прямым текстом – “ответчик не является членом моей семьи, но отсутствие у меня соответствующего документа препятствует мне в раздельной постановке на жилищный учет с целью получения отдельной квартиры”. Суд такую прямолинейность истца явно не оценит.
Тогда выходом из ситуации стала подача иска нанимателем/собственником жилого помещения иска против ответчика (бывшего члена семьи истца), в котором истец указывал, что ответчик в жилом помещении по месту своей регистрации (прописки) фактически не проживает, помощи в содержании жилого помещения не оказывает, в оплате за жилищно-коммунальные услуги не участвует. На этом основании истец указывал в просительной части иска, что прост суд признать ответчика членом отдельной семьи и определить доли истца и ответчика в оплате за жилищно-коммунальные услуги.
В подтверждение факта не проживания ответчика по месту регистрации (прописки) и неучастия его в содержании спорного жилого помещения истцу нужно было предъявить в суд справку о проверке жилищных условий и платежные документы по оплате за жилищно-коммунальные услуги с подписью истца. Можно было ещё воспользоваться таким способом доказывания, как допрос свидетелей, которые бы подтвердили факт не проживания ответчика в жилом помещении истца.
Суды такие иски, как правило, удовлетворяли и в резолютивной части судебного решения (после слов “суд решил”) указывали, что истец и ответчик признаются членами отдельных семей и суд устанавливает такие-то доли (например, по 1/2 доли истцу и 1/2 доли ответчику) в оплате за жилищно-коммунальные услуги за жилое помещение, расположенное по такому-то адресу.
Будьте всегда в курсе новых статей и видео на моем канале. Делитесь статьями в социальных сетях и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ.
Такой порядок признания истцов и ответчиков членами разных семей действовал примерно до 2012 года, после чего судебная практика снова изменилась. Суды перестали указывать в резолютивной части судебного решения, что истец и ответчик признаются членами разных семей, а просто определяли доли сторон спора в оплате за жилищно-коммунальные услуги. Но, поскольку суд как-то должен аргументировать основание для раздела платежей за жилищно-коммунальные услуги, то в мотивировочной части судебного решения (там, где суд подробно излагает, почему он пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленного иска) указывалось, со ссылками на представленные истцом доказательства, что истец и ответчик фактически перестали быть членами одной семьи, в связи с чем суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Новые формулировки судебных решений, принимаемых судами с 2012 года, ничего принципиально для истцов и ответчиков не изменили. Поскольку факт проживания (регистрации по месту жительства) в жилом помещении нескольких семей установлен судебным решением (пусть даже это изложено в мотивировочной, а не резолютивной части решения суда), то ни истец, ни ответчик повторно доказывать это обстоятельство уже не обязаны. Иными словами, к такому судебному решению уже вполне может быть применена норма статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ о судебной преюдиции.
Что это означает для истца и ответчика? Это означает следующее. Например, если вышеуказанный Петров захочет в будущем времени получить в порядке улучшения жилищных условий отдельную от Иванова квартиру, то для подтверждения того обстоятельства, что Иванов и Петров являются членами разных семей, ему достаточно будет подать в местную администрацию соответствующее заявление о раздельном предоставлении жилья в рамках уже имеющегося учетного дела, и приложить к этому заявлению заверенную судом копию судебного решения с отметкой о вступлении в законную силу, в котором будет указано, что Иванов и Петров не являются членами одной семьи. Как правило, местная администрация после предъявления такого документа не рискует оспаривать тот факт, что заявитель не является членом семьи остальных граждан, зарегистрированных в данном конкретном жильцом помещении.
Судебное решение о разделе платежей за жилищно-коммунальные услуги, по сути, стало универсальным средством получения на руки документа (решения суда), подтверждающего факт регистрации/проживания в жилом помещении членов разных семей.
Таким образом, доказать факт регистрации/проживания в определенном жилом помещении членов разных семей возможно исключительно в судебном порядке. Однако подходить к решению этого вопроса следует с известной долей осторожности, не пытаясь решить проблему самостоятельно. Лучше будет обратиться за помощью к грамотному юристу/адвокату, специализирующемуся на разрешении таких жилищных вопросов.
Записаться на консультацию можно по телефону: 8 (495) 740-55-17
Ещё больше статьей, новостей и он-лайн консультации ждут вас на моём сайте: https://kmcon.ru
Моя страница ВКонтакте
Электронная почта: veter2016rus@yandex.ru