- Оля, зайди ко мне в кабинет, нужно график встреч с новыми клиентами обсудить.
Я даже растерялась. Ко мне никто и никогда не обращался на работе так запросто, называя Олей, да еще и тыкая при этом. Пока я соображала, что ответить, шеф спокойно соскочил с моего стола и ушел к себе в кабинет.
Меня зовут Ольга Юрьевна. Как принято говорить, дама в возрасте 40+ лет, но до предпенсионного еще не дошла. Работаю в отделе обслуживания корпоративных клиентов в крупной международной компании. До того момента, пока у нас не появилось новое начальство, работой была вполне довольна. Хотя…
Когда нашего шефа, Алексея Олеговича, с помпой проводили в другой филиал, с повышением до уровня регионального менеджера, моя жизнь разделилась на два четких этапа: до и после. «До» все было понятно и работало четко, как часы: начало рабочего дня, летучки, собственно рабочий процесс, перерывы на обед, совещания с менеджерами на точках и т.п. Дисциплина и полное отсутствие панибратства, мы обращались друг к другу по имени-отчеству и на «вы», потому как прежний шеф терпеть не мог последних модных нововведений, о коих речь пойдет ниже. Но после его ухода объявили, что нашим коллективом будет руководить молодой начальник, которого величали Дмитрий Федорович.
Кто лелеял надежду на приятные перемены, казалось, могли бы радоваться. По крайней мере, я думала, что у нас появится что-то новое, свежее, стимулирующее. А появился он: маленького роста, с торчащими ушками, неопрятной рыжей бородой и в нелепом коротком пиджачке. Плюс ко всему вышеперечисленному – с голоском неприятного тембра. По сравнению с бархатистым баритоном Алексея Олеговича, голос молодого шефа просто резал слух. Я, по меньшей мере, месяц не могла привыкнуть к его звучанию. Все время возникало ощущение, что насыпали песок в жернова и пытаются это прокрутить. Бр-р-р.
Однако это было не самое неприятное. В первый же день после общего знакомства с коллективом Дмитрий Федорович (по-другому не могу его величать, привычка, однако) по-свойски подсел на мой стол и предложил:
- Оля, зайди ко мне в кабинет, нужно график встреч с новыми клиентами обсудить.
Я даже растерялась. Ко мне никто и никогда не обращался на работе так запросто, называя Олей, да еще и тыкая при этом. Пока я соображала, что ответить, шеф спокойно соскочил с моего стола и ушел к себе в кабинет.
- Какой он классный, - послышался восторженный голос одной сотрудницы. Насколько я поняла, это была Юля – стажер из отдела рекламы и маркетинга. – Так легко и просто общается, просто вау!
Остальные, сдерживая улыбки, смотрели на меня с явным ожиданием моей ответной реакции. Видимо, по моей физиономии было понятно, какие чувства вызвало во мне такое обращение. Но я старалась сделать вид, что ничего особенного не произошло. Но про себя решила, что сразу же объясню нашему новому руководству, что мне не нравится подобное отношение.
Пришла в кабинет, а шеф разговаривает с кем-то по телефону. Понятное дело, я решила выйти, чтобы не слушать лишнего, а Дмитрий Федорович посмотрел на меня и так небрежно говорит:
- Оля, можешь устраиваться, доставай документы. А я сейчас закончу.
- Извините, - говорю, - может, мне лучше выйти? Все-таки вы ведете конфиденциальный разговор, мне не стоит присутствовать.
В ответ слышу фырканье:
- Да брось ты, здесь все свои, - и продолжает болтать по телефону.
Мне еще пришлось выслушать про мастерскую, куда он сдал машину на профилактику, и про какие-то недоразумения с одним из знакомых. Я все-таки сослалась на то, что забыла что-то из документов в другой папке, и вышла. Возвращаюсь, он сидит и сверлит меня недовольным взглядом:
- Надо было заранее все подготовить. Я же просил.
- Вы сказали о документах несколько минут назад. Некоторые файлы еще не утверждены, и я хотела проверить список.
Мне казалось, что я говорю по делу. В ответ вижу снисходительную ухмылку:
- Ты почему такая серьезная?
Чувствую, меня начинает прорывать, но стараюсь говорить спокойно.
- В любом деле надо сохранять серьезность, мы же не в цирке.
- Да перестань. К жизни и к людям надо относиться проще, зачем видеть проблемы там, где их нет?
- Извините, вы могли бы называть меня по имени-отчеству? – напрямую рубанула я.
- Тебя напрягает, что я называю тебя Олей? – он смотрел на меня так, словно впервые видел.
- Если честно, то да, - ответила я. – Мне привычнее обращение «Ольга Юрьевна» и на «вы», и я к вам обращаюсь тоже по имени и отчеству. Понятие субординации никто не отменял.
- Про субординацию одобряю, - ответил шеф, - но я предпочитаю обращаться к сотрудникам просто по имени. Так проще и комфортнее. Людям неудобно, когда к ним обращаются настолько официально.
- Позвольте мне самой судить о том, насколько мне удобно обращение по имени, - резко ответила я. – Прошу называть меня так, как я привыкла.
- Хорошо, Ольга Юрьевна, я вас понял, - высокомерно ответил шеф. – Итак, что у нас с договорами и графиком?
Мы провели больше часа, выстраивая график встреч. В принципе, я могла эту работу выполнить и без него, но шеф хотел лично принимать участие в большей части предстоящих мероприятий. Когда план на ближайший квартал был закрыт, Дмитрий Федорович выдохнул:
- Ну, кажись, все… Оля, ты же можешь сделать..?
Я зыркнула на него так, что он сразу же сменил тон:
- Ольга Юрьевна, займитесь утверждением. Пусть Лера сделает рассылку по районным офисам, хорошо?
- Через два дня принесу на подпись, - ответила я, вставая с места. Шеф вежливо улыбнулся и проговорил:
- Благодарю за встречу. Всего хорошего, Ольга Юрьевна.
Когда я вышла, то услышала, как он бросил мне в спину:
- Зануда.
Вот наглец! Он точно знал, что я это услышу, и специально так сказал. Но зачем? Позлить меня? Показать, что ему плевать на мое мнение? В общем, я вернулась на место не в лучшем расположении духа. Прихожу и вижу, что наши молодые сидят и хихикают. При виде меня сразу замолчали и разбежались. Я только сейчас осознала, что в нашем отделе я – самая старшая. Все прочие – на десять-пятнадцать лет моложе меня. В бухгалтерии из людей моего возраста есть Софья Павловна, а в отделе кадров – Нина Александровна. Зато молодежь… вот на кого зла не хватает, если честно.
Меня всегда раздражало, когда приходят и с утра вместо нормального человеческого «Здравствуйте» бросают «Хай», «Приветики» или «Гуд морнинг, пиплы». Я прекрасно понимаю значение всего вышесказанного, но почему нельзя поздороваться, как нормальные люди? Начальник отдела логистики с высоты своих двух метров роста, видимо, пытаясь слиться с молодняком, грохочет на весь кабинет: «Утречок!» и растворяется вдали.
Дмитрий Федорович завел новую моду: входить в офис под громкую музыку из современного репертуара. Первое время было смешно, но затем стало неимоверно раздражать: зачем? Зачем мне гремящий рэп или интимный шепот какого-то безголосого исполнителя, если я хочу настраиваться на работу без всего этого грохота?
Один раз зашла за кофе в закуток, где стоит кофе-машина, а там шеф собрал вокруг молодых девочек и травит им байки. Я была в шоке: старый шеф никогда до подобных вещей не опускался. Девицы истерично смеются и стараются выдать что-то в ответ. После реплики нашей секретарши Жанны я потеряла дар речи – настолько неприлично и пошло все это прозвучало.
- Вам не кажется, что вы мешаете людям работать? – обратилась я к смеющимся сотрудникам. В ответ вижу ухмылку Дмитрия Федоровича:
- Девушки, что я говорил по поводу отрицательного предложения?
- Точно! – и продолжают хохотать. – Оля, не надо так.
- Я вам не Оля, а Ольга Юрьевна. Имейте совесть, что за балаган развели.
- Дим, вы у нас главный в нашем балагане, - нахально ответила Жанна.
- Ольга, расслабьтесь, - посоветовал шеф и мило улыбнулся:
- Лучше присоединяйтесь к нам. Мы как раз обсуждаем корпоративную этику и ее новые стандарты. Нельзя же жить прошлым веком, надо быть современнее.
Меня чуть не вывернуло наизнанку от его слов. Современнее – это значит ржать во весь голос, когда люди работают, фамильярничать, высмеивать тех, кто знает, что такое уважение к себе и другим?
- Вон, в Америке все называют друг друга по имени и на «ты», - сообщила Юля. – И ничего, все к этому нормально относятся. А у нас прямо как доисторический коммунизм.
- Вы все пешком под стол ходили, когда коммунизм закончился, - спокойно сказала я. – Юлия Вадимовна, мне нужны отчеты по расходам на рекламную кампанию за прошлый квартал. Где они?
Юля только сейчас вспомнила, что не успела ничего распечатать. Это дало мне право устроить ей небольшую публичную порку:
- А почему вы проводите время неизвестно за каким занятием, когда у вас работа, которую я ждала еще вчера, не выполнена? Или современный стандарт корпоративной этики отрицает своевременное выполнение прямых обязанностей?
Юля покраснела и убежала. За ней последовали и другие. Шеф сделал вид, что ему нужно позвонить по конференц-связи и закрылся в зале для переговоров. Я же вернулась на свое место и принялась за работу. Было тихо и спокойно, но через час Юля напомнила о себе, когда принесла мне нужные отчеты.
- Пожалуйста, - бросила документы мне на стол. – Можно же было подождать, обязательно поднимать шум?
- Юлия Вадимовна, это не просто шум. Вы – моя подчиненная, и, если я прошу подготовить документы к такому-то сроку, это означает, что они должны быть готовы именно к указанному сроку. Это всего лишь работа, - холодно проговорила я.
- Блин, ну почему с вами так сложно? – Юля закатила глаза. – То Нина Александровна бухтит, то Соня…
- Какая Соня? – не поняла я.
-Софья Павловна, - подсказал кто-то.
- Она вам не Соня, называйте ее по имени-отчеству, - рассердилась я.
- Хорошо, - буркнула в ответ Юля.
Мы продолжаем работать вместе, но чувствую, что меня может надолго не хватить. Все эти пошлые шуточки в присутствии старших сотрудников, неуместный смех, тыканье, бесцеремонность некоторых начинают доставать. Молодые не хотят слушать, не хотят понимать и на любое замечание отвечают, что это нормальная корпоративная этика. Меня аж передергивает, когда я слышу, как шефа называют «Димон» и предлагают выйти покурить. Если бы не зарплата, может, давно бы ушла. Но даже самое солидное вознаграждение не может улучшить отношения между нами, мы слишком разные…
Подписывайтесь на канал "Ольга Брюс"