93,9K подписчиков

Рецепты для Шаляпина! Любимая еда главного баса русской оперной сцены 👏🌟💛

29K прочитали

Великий и гениальный Федор Иванович Шаляпин был велик и гениален во всем. Тот, с кого Станиславский писал свой труд о театре, был известен не только потрясающими актерскими данными, но и талантом графика, скульптора, живописца, художника-гримера.

Был он удивительным рассказчиком, написал две биографические книги, немало рассказов, фельетонов, стихотворений, и поэтому не зря один из его ближайших друзей, композитор Сергей Рахманинов заметил: «Беспредельный, феноменальный талант во всем, за что ни берется».

Любимые блюда великих русских писателей.

В мемуарах известных деятелей искусства того времени, не один раз упоминается о том, что Шаляпин обладал и еще одним даром: он знал толк в еде, хорошем застолье и тонких винах, что дано, как известно, далеко не каждому.

Гастрономический вкус Шаляпина развивался, как и почти все его таланты, под влиянием друзей, знакомых и вообще каждого, с кем сводила его судьба.

Великий русский бас любил напомнить окружающим о непростом детстве, проведенном в стесненных условиях. И о молодых годах, когда, будучи артистом театрального хора, натурально голодал в межсезонье. К примеру, в Тбилиси четыре дня прожил вообще без копейки и не мог позволить себе даже хлеба.

«Нравилось мне ходить в лес за грибами, – вспоминал детство Шаляпин. – Устраивали привал на берегу речки, потом нарывали в поле картошки и разводили костёр, варили в котле похлёбку».

С крестьянскими мальчишками ловил рыбу в казанском озере Кабан. На удочку чаще попадались ерши и лишь изредка сорожка, «поймать которую считалось почти счастье».

Позже не раз рассказывал своему близкому другу, художнику К. А. Коровину, как ел у бурлаков стерляжью уху в два навара.

Фёдор Иванович недурственно разбирался не в одной лишь ухе, но и в пирогах с рыбой и визигой, в рыбьей икре и нередко учил своих друзей, как варить уху и солить икру.

Немногим позже, именно с легкой руки Шаляпина к русской осетровой икре возникнет ажиотажный интерес в Европе и Америке. Певец щедро угощал икрой, приучая "международный бомонд" закусывать горькую и игристое исключительно этим деликатесом.

Дореволюционный московский обед. Нескромно и со вкусом!

К. А. Коровин говорил о Шаляпине, что есть тот мог постоянно. Да к тому же был человеком прямым. Всегда заявлял свое мнение открыто, за что временами наживал себе массу неприятностей.

Сам артист говорил о себе: «Всё-таки я думаю, что обо мне судили бы лучше, будь я более политичен, тактичен, дипломатичен, или, проще говоря, более лжив».

Вот что Коровин пишет в своих воспоминаниях: «Место, где строился дом Шаляпина по моему проекту, называлось Ратухино. Над рекой построили помост для рыбной ловли, огромную купальню… В день открытия дачи позвали московских гостей – друзей.

За обедом были пельмени, но не удались. Федор Иваныч огорчился и стукнул по столу кулаком. Вся посуда на большом столе подпрыгнула кверху и, брякнувшись обратно на стол, – разбилась».

Своих пристрастий к простой и привычной еде певец никогда и не от кого не скрывал. Но и от еды, полагающейся ему теперь по звездному статусу, тоже не отказывался.

В архиве ЦГАЛИ имеется коллекция меню обедов с участием Шаляпина. Каких деликатесов там только нет! И селедка с гарниром a la Pecelecere, и равиоли по-румынски а-ля Дворищев, и эстамат из рябчиков кармен, и спаржа с голландским и польским соусами. Перечислять можно до бесконечности.

После покупки доходного дома на Петроградской стороне знаменитому басу пришлось обзавестись не только значительным штатом прислуги, но и личным поваром.

«Непременно настаиваю иметь в виду вкусный «домашний» обед у меня», – писал в приглашениях друзьям Федор Иванович. Двадцать человек в доме певца за завтраком было обычным делом.

Знакомый шеф-повар ресторана «Регина» порекомендовал ему присмотреться и попробовать в деле молодого Николая Хвостова.

Барин - гурман. Иван Сергеевич Тургенев. Закуски охотника!

И в 1915 году, с честью выдержав экзамен обедом, молодой и одаренный повар был взят на работу в дом Шаляпиных.

Девяти лет отроду Хвостов был отдан в обучение к знаменитому французу Жан-Пьеру Кюба. И в ресторации, расположенной в Санкт-Петербурге на Большой Морской 16, прошел все стадии. От мальчика на побегушках до повара высшей категории.

Кормил в основном известных деятелей искусства того времени, начиная с Матильды Кшесинской и Бунина и заканчивая Мамонтовым и Дягилевым.

Поступив на работу к Шаляпину, повар трудился на совесть. Семья у Федора Ивановича была немалая, да и человек он был гостеприимный. Поэтому работы у Хвостова всегда хватало.

В июне 1916 года Федор Иванович отправился в Крым, в Форосское имение Константина Ушкова. Супруга владельца была сестрой второй жены Шаляпина.

На отдыхе в Форосе Шаляпин принялся за написание автобиографии. В работе над книгой ему помогал друг и товарищ Максим Горький.

Личного повара Шаляпин взял с собой, и тот готовил щи из квашеной капусты с рыбой и грибами, рыбацкую уху, окрошку, рыбные кулебяки – пальчики оближешь! В дом приглашалось великое множество гостей, приезжавших к певцу на знаменитые пельмени.

А будущий пролетарский писатель учил повара делать казанские бублики. Уж в чем в чем, а в еде Алексей Максимович разбирался. Состоял даже в нижегородском «ордене жадненьких животиков».

Обед с Достоевским. Любимые блюда великого русского писателя. По запискам его супруги.

Первые гастроли Фёдора Ивановича в США оказались не самыми успешными. Хотя, судя по воспоминаниям, встречали его там по-царски: «Остановился я в какой-то великолепной гостинице, роскошной, как магазин дорогой мебели. За обедом кормили крабами, лангустами в каких-то раковинах, пища была какая-то протертая, как будто ее уже предупредительно жевали заранее, чтобы не утруждать меня. Наглотавшись оной пищи, я пошел на 5-ю улицу смотреть многоэтажные дома крезов…»

В «Страницах из моей жизни» Шаляпин вспоминает, что Америка произвела на него удручающее впечатление. Огромные богатства увидел он, но ничего собственного, созданного в области искусства самими американцами: «Был в музеях, где очень много прекрасных вещей, но все вывезены из Европы…»

15 ноября 1907 года Шаляпин из Нью-Йорка писал Горькому: «…Итак, шесть дней прошло, а мне уже, немного хотя, но надоело быть здесь. Души тут ни у кого нет, а вся жизнь в услужении у доллара. Был я в концерте (симфоническом) и в театре оперы, судя по мордам, никто ничего не понимает, и все пришли, хоть и с большим интересом, однако устают, потеют, потеют от желания постичь, хорошо это или плохо.

В театре имел три репетиции. На двух держался, а на третьей поругался и покричал. Слава Богу, хотя это их там обидело почти всех, но, однако, того, что мне было нужно, – я добился»

В итоге раздраженный певец заявил, что американцы не готовы к настоящему оперному искусству. За это высказывание американские газеты обрушили на певца лавину критических статей.

"Царская кулебяка" на праздничный стол.

И именно в Америку пришлось ему вернуться после того, как певец решил, что силы терпеть лишения и гонения в родной России закончились.

В самые тяжелые годы личный повар Николай Хвостов оставался в шаляпинской семье. Он сильно и искренне привязался ко всем обитателям дома Шаляпина и хотел быть рядом не только в радости, но и в беде.

Шаляпин, в свою очередь, заботился о Николае и его семье.
И после эмиграции певца в 1922 году США Хвостов прибыл к нему спустя несколько месяцев.

Правда, прожил повар в Америке совсем недолго, очень уж скучал о жене и дочери и в итоге принял решение вернуться на родину.

Шаляпин сильно по этому поводу страдал и написал в письме к Николаю Хвостову следующие строки: «…я снова скажу тебе, что тебя я люблю и очень уважаю твою честность, а также и преданность мне, да и твою Полю люблю и уважаю не меньше, чем тебя..., до сих пор держу в голове мысль, как бы тебе помочь так, чтобы ты встал на ноги…»

С подачи Шаляпина и по его рекомендательному письму Хвостова приняли в служебную столовую Питерской консерватории, откуда он потом перешел на работу в ресторан «Центральный». А во времена ВОВ стал личным поваром маршала Говорова.

Про любимое печенье. «Юбилейное» «Суворовское» и «Мария». Интересное и рецепты.

В теплые летние деньки 1916 года, которые Николаю Хвостову повезло провести в Форосе, наблюдая за тем, как великий бас работает над книгой о своей жизни, повар тоже решил не отставать и создал тетрадь с любимыми рецептами Федора Ивановича.

Тетрадь эта сегодня хранится в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.

В 2012 году на основе этих записей музей издал книгу-альбом «История на вкус. Тетрадь кулинарных рецептов повара Ф. И. Шаляпина». Лучшие специалисты расшифровывали рукопись Хвостова и адаптировали его рецепты для современного читателя.

Предлагаю вашему вниманию две цитаты из этого, успевшего стать раритетным издания.

Яйца «Корвижи»

Сварить куриные яйца. Очистить, разрезать пополам, вынуть желтки. Пожарить фуа-гра и протереть с желтками. Полученную массу выложить в белки.

Приготовить жженку. Для этого сахарный песок выложить на сковородку и слегка смочить водой. Нагревать на огне до темно-коричневого оттенка. Снять сковородку с жженкой с плиты, сразу же влить в жженый сахар немного воды и размешать.

В красное вино добавить немного жженки. Желатин залить водой и дать набухнуть. Растопить желатин на водяной бане, не доводя до кипения. Добавить в вино со жженкой желатин и все хорошо размешать. Зафаршированные яйца окунуть в желе и дать застыть.

Отварить спагетти. Заправить сливочным маслом и выложить в салатник. Сверху на спагетти выложить яйца в желе.

Омлет «Мексикен»

Для приготовления омлета нужно сначала сделать два соуса.

Соус «Мадейра»

Вскипятить мадеру и пока отставить в сторону. Жирные сливки смешать с желтками и поставить на огонь. Уваривать все на слабом огне до загустения. Затем добавить сливочное масло и кипяченую мадеру. Все перемешать и проварить на слабом огне до объединения.

Соус «Томатный»

Лук репчатый нарезать мелким кубиком. Помидоры очистить от шкурки. На растительном масле обжарит лук до мягкости и добавить к нему помидоры. Довести все до кипения и добавить сахарный песок, соль, молотый черный перец, тимьян, рубленную зелень петрушки.

Все перемешать и накрыв крышкой оставить томиться минут на 20. Готовый соус протереть через сито.

Шампиньоны и репчатый лук нашинковать соломкой и обжарить на растительном масле. Добавить в шампиньоны томатный соус и немного соуса из мадеры.

Приготовить омлет и начинить его обжаренными грибами. Сложить омлет конвертом и выложить на сервировочную тарелку. Вокруг омлета налить соус "Мадейра".

Семейный постный обед в дворянском доме. Изысканная дореволюционная кухня.

В статье использованы материалы от следующих источников:
Дом музей Шаляпина в Санкт Петербурге
Ретроспектива PRO
kulturologia.ru
Иосиф Дарский. "Федор Шаляпин. Гурман и кулинар".

А здесь еше интересные статьи с рецептами. Переходите по ссылочкам.

Русский царский пир. Великий, могучий и беспощадный.

Пирожки - лучшее!

Вкусное из пшенки.

Ставьте лайки 👍 подписывайтесь на канал "Правильно готовим"
в Яндекс Дзен, чтобы не пропускать наши новые публикации.

Поделитесь статьей в соцсетях. 🌞 БЛАГОДАРЮ ВАС 🌞