Найти в Дзене
Наталья Швец

Внешность Рустема-паши

Озан Гювен в роли Рустема-паши. Кадр из сериала «Великолепный век». Источник: картинка.яндекс
Озан Гювен в роли Рустема-паши. Кадр из сериала «Великолепный век». Источник: картинка.яндекс

В отличии от другого видного деятеля Османской империи Ибрагима-паши изображений Рустема-паши не сохранилось. Миниатюра из «Сулейман-наме», где он предположительно изображен, является единственным портретом Великого визиря. Однако рисунок об его внешности ничего конкретного не говорит.

Так что придется довольствоваться описанием дипломатов и, в частности, венецианского посла Бернардо Навагерро, написанное им в 1553 году. Он писал:
«Рустем-паша небольшого роста, с красным опухшим лицом, напоминающим лицо прокаженного. Следует отметить, в глазах его видна хитрость, говорящая о деловой хватке. Он действует приветливо и дружелюбно. Для него нет большей похвалы, чем тот факт, что султан Сулейман считает его ценным и мудрым советником». Не очень хорошее впечатление от вышеизложенного, не правда ли? Но в силу того, что нашему герою на тот момент было уже 53 года и он страдал многими недугами, все сказанное звучит вполне объективным.

Некоторые европейские дипломаты и путешественники, встречавшиеся с Рустемом-пашой, описывали его как «человека с проницательным умом», однако держащегося «всегда угрюмо, всегда грубо». А, собственно говоря, что они хотели от бывшего конюха? Чтобы он реверансы им делал?

В противовес иноземным послам османские историки XVI—XVII веков приписывают ему корректное поведение, трезвость и благочестие, Более того, все в один голос утверждают — Рустем-паша умел признавать ошибки и старался их не повторять. Единственное за что его критиковали, так это за нелюбовь к дервишам и поэтам. В итоге, это его отношение вылилось в насмешливые стихи Ташлыджалы Яхьи-бея:

«Коль никогда он не смеялся, то не будет смеяться и в судный день
Он многое сделал, но никогда не вмешивался в наши дела»
.

Как и следовало ожидать, все выступления поэта закончились для него печально. С одобрения султана Рустем-паша издал указ о пожизненном изгнании Ташлыджалы Яхьи-бея в поместье близ Зворника.

Кроме того, общество сильно осуждала султанского зятя и считало его виноватым в казни шехзаде Мустафы, который пользовался большой популярностью, особенно среди янычар. Именно поэтому он и заслужил в народе прозвище «визирь-дьявол».

Однако даже самые заклятые враги Рустема-паши не могли его упрекнуть в том, что он был плохим мусульманином. Все знали, к своим религиозным обязанностям он относился весьма серьезно. Никогда не пропускал предписанных молитв, любил слушать чтение Корана, следовал всем религиозным установкам, которых придерживался султан Сулейман и которые рекомендовал Эбусууд-эфенди. После его смерти в его библиотеке были найдены многочисленные экземпляры Корана, что только подтверждает его религиозность и деятельность по распространению ислама.

Рустем-паша умер 10 или 12 июля 1561 года, предположительно от водянки. Похоронен в комплексе Шехзаде в Стамбуле, в тюрбе, построенном по просьбе Михримах-султан архитектором Синаном.

Миниатюра из «Сулейман-наме»
Миниатюра из «Сулейман-наме»

Публикация по теме: Благотворительность Рустема-паши