В 15- 16 вв. в горах образовались осетинские общества. У каждого из этих обществ была своя территория. Зачастую горные хребты служили границей между остальными обществами. Кое-какие общества находились в отдельных больших ущельях. Другие же расположились в некоторых маленьких ущельях и долин в горах, которые были разделены перевалами. К примеру, Куртатинское общество обосновалось в ущелье реки Фиагдон, а рядом с этим обществом было ещё одно общество – Тагаурское, занявшее долины Терека, Гизельдона и Ганалдона. (Суровые и титанические друзья осетин, которые помогли им выжить)
Тагаурское, Куртатитнское, Алагирское и Дигорское общества разместились на северном склоне осетинских гор. Тырсыгомское, Туальское, Урс-Туальское и Кудское устроились в высокогорной центральной части Осетии. А Ксанское, Дзауское и Кударское – на южном склоне.
Причём эти общества отличались друг от друга. Прежде всего масштабом территорий, количеством жителей, климатическими условиями, количеством плодородных земель, взаимосвязями с соседями. (Когда же осетинский народ начал возрождаться?),(Сколько осетинам потребовалось усилий, чтобы снова возродить свой народ?)
Эти факторы непосредственно повлияли на возрождение и развитие каждого осетинского общества. Не все общины обладали теми или иными ресурсами и поэтому рост уровня жизни протекал неравномерно в каждом районе.
К примеру, Алагирское общество существенно отставало от Дигорского, так как в Дигории климат мягче и, соответственно, природа – щедрее, а земли – плодороднее. Ещё один немаловажный фактор, которые повлиял на скорость развития осетинских обществ, это специфика хозяйственной и социальной жизни.
Но все эти факторы не препятствовали осознанию того, что осетины – это единый народ, который сложился ещё в эпоху образования осетинского государства. И соседние страны воспринимали Осетию как целостную страну, которая претерпела существенные урон от неприятеля, а теперь снова становится на ноги. Эти общества осетин сохраняли уникальность и независимость внутренней жизни, продолжали сплачиваться с остальными в сфере внешнеполитической и военной жизни.
Если говорить другими словами, то Осетия в эпоху образования горных обществ была конфедерацией с самоуправлением в каждой области. Но основы, формы и нормы организации населения являлись едиными для всех осетин.
Хозяйственные взаимоотношения и повседневная жизнь были налажены с соседскими общинами и связана между собой коллективной семьёй, общим владением землёй, самоуправлением и взаимовыручкой (Что такое "зиу" у осетин?)
Также равноправным населением в горной Осетии была гражданская община, то есть политическое объединение жителей на определённой территории. И все образованные общества осетин относились либо к самостоятельным гражданским обществам, либо к объединениям, состоящим из нескольких таких общин.
Ещё по этой теме:
То, что не вычеркнуть из памяти алано-осетинского народа
Кто нанёс губительный удар по алано-осетинскому народу?
Мог ли осетинский народ выжить после рокового удара?
К чему прибегли осетины, чтобы спасти свой народ?
Как мать-спасительницы собрала осетинских детей-сирот на пепелищах и повела их за собой