Мало кто из приезжающих в Тоскану добирается в узкую долину Гарфаньяна в ее северной части, зажатую между высоких гор.
Паровозик с двумя вагончикам добегает сюда за час из города Лукка.
Городки вроде Барги называют здесь Баргаширом, так как все вокруг оккупировали англичане, здесь и неплохой спа курорт рядышком.
А глубже в горы- и мест становятся совсем не курортными.
К тому моменту, как мы подъехали к столице долины, Кастельнуово ди Гарфаньяна, поезд опустел. По ходу то школьники, то местные жители заходили в вагон, проезжали одну-две станции и выходили по своим делам.
Накрапывал ноябрьский холодный дождик, наползал туман.
На станции Кастельнуово вышли лишь мы двое. Поезд тут же вильнул хвостом, и исчез, а мы остались на пустом перроне.
Первые впечатления разочаровали:
Дорога, уходящая куда-то, мелкие домишки с одной стороны и высокий склон с другой, и все вокруг покрыто туманом, руки мерзнут, все промозгло, серо, и безлюдно, на двери станционного кафе висит большой замок.
Но следующий поезд ожидался через полтора часа, надо было двигаться вперед.
Ну вот, подумала я, зря мы приехали в этот Кастельнуово.
Пошли вперед, по широкому шоссе, где машины попадались не часто, а людей вообще видно не было.
Слева между домов то фонтан старый наметился, то водопад среди домов с шумом сбегал с отвесного холма.
Туман не отступал, но с одной стороны из него потихоньку появлялись разбросанные деревенские домики и поля, а с другой - крест храма вдали на горе и очертания монастыря по соседству.
Так добрели до местного театра, солидного заведения для городка из одной улицы, каким казался Кастельнуово. Минут через десять улиц стало погуще, и даже обнаружились две дамы, которые и подсказали:
- Центр? Вам воон туда.
Туда мы и свернули…
И там, над бурными потоками горной реки один за другим появились мосты, один из мостов вел в окруженный древней стеной город.
Руки мерзли, нос краснел, но опустить фотоаппарат и оторваться от старых стен, мостов, фонарей, проходов, ведущих в туман, было невозможно,
Потом, через мост и крепостной вход, открылся сам городок: небольшой, темный от времени собор - Дуомо, улочки, разбегающиеся в разные стороны, и даже... дон Кихот!
Город полон маленьких лавочек с грибным, травяным и сырным духом, магазинчиков подарков с самыми невероятными штучками, вроде бюстов Наполеона в виде филина, очаровательных Санта Клаусов и гномов.
Старые колонны соседствуют с картинными галереями, а аркады переулочков вдруг приводят к гигантскому мраморному старому гербу, отвалившемуся от стены.
Может быть, это рыцарь забыл свой щит, торопясь раствориться в уползающем в горы тумане…
Пройдя центр городка, понимаешь, что он окружен крепостной стеной, и даже замок имеется, но этого не увидишь с железной дороги, да и за парой современных улиц Кастельнуово хорошо спрятался.
Тут уже жизнь кипит. Снуют машины, люди, торопятся по своим делам, компания старичков собралась у городских ворот, по всему видно, надолго.
Улочки убегали куда-то вниз, мы прошли по ним и увидели, что городок разбросан на берегах двух речек, здесь не только бурная Серкьо, смывающая с гор камни, а более спокойная, но не менее живописная, Туррите.
Корни города относятся к VIII веку, тогда он назывался Кастро Ново, крепостное поселение. Уже с 13 века это крупный торговый центр долины, а в XIV веке городом управлял Каструччо Кастракано, который и построил первый мост. Город разбросан между двумя горными реками, Серкьо – побольше, с быстрым потоком, и Туррите Секка, меньше и спокойнее.
В XV веке жители города отбились от власти Лукки и перешли к Феррарскому семейству Эсте.
Дальше им доставалось и от урбинского герцога Франческо делла Ровере, и под властью Флоренции успели побывать, пока не вошли в состав наполеоновской Цезальпийской республики.
После падения Наполеона город вернулся к Эсте, после чего и вошел в состав Итальянского королевства. А там и Лукка подоспела, и Кастельнуово снова стал её провинцией.
Ариостеска - замок Ариосто - относится к XII веку, его укрепил и расширил правитель Лукки Каструччо Кастракано, а имя свое крепость получила в честь наместника этих земель от семьи Эсте в 1522-1525 годах, поэта Лодовико Ариосто.
Все хорошее быстро кончается.
Когда вернулись на станцию, чтобы не пропустить обратный поезд, то и кафе станционное открылось, и кофе был замечательный, и выпечка, и солнце так заливало округу, что куртки поснимали.
Стынущие руки и зимнее утро осталось где-то в другой жизни…
Гуляем по городкам, раскрываем секреты, иногда готовим.
Присоединяйтесь!
Мои книги в издательстве "Эксмо"