В своей книге «Лекции по искусству. Страшные сказки» поэт и писатель Дмитрий Макаров анализирует всем известные сказки с точки зрения развития их сюжета, отсылок к истории, обращается к интерпретациям нескольких авторов. Здесь есть эрос и танатос, нравственное и безнравственное, право и бесправие, большинство и меньшинство.
Предлагаем прочесть небольшой отрывок из книги Дмитрия, в котором он размышляет об образе яблока в сюжете сказок:
«Сказки всегда используют артефакты, за которыми разворачивается длинная галерея образов. Яблоко может посоперничать в этом конкурсе артефактов за первое место.
При раскопках древних стоянок в Швейцарии была найдена обугленная яблоня. Человечество любило яблоки со времен неолита. Но одомашнили яблоню где-то между Каспием и Иссык-Кулем около пяти тысяч лет назад. Видимо, оттуда яблоки были завезены в Грецию, став любимым лакомством и попав в мифы. <...>
Последним подвигом героя стал марш-бросок Геракла в сад Гесперид, где произрастали золотые яблоки, даровавшие вкусившим их людям бессмертие. Этот миф стал основой для сотен сказочных сюжетов. Например, для сказки об Иване-царевиче и молодильных яблоках или легенде о Локи и богине вечной юности Идунн, в чьем саду также росли волшебные плоды.
Яблоко вспоминается и как катализатор грехопадения в аврамических религиях: "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел".
Как видите, яблоко тут не упомянуто. Видимо, плод дерева познания стал яблоком в Средние века и здесь опять же виновата Афродита, а также ее обнаженные служанки Грации, которых постоянно изображали с яблоками в руках. Эти изображения регулярно находили, и они, конечно, вызывали у пуристов ассоциации с распутством.
Образ яблока в культурах христианских народов — двойственный. В Западной Европе оно чаще связано с грехопадением, в Европе Восточной — это символ, скорее, положительный. Яблоко было даром на колядках, служило приглашением на свадьбу.
Вот и в сказке братьев Гримм «Белоснежка», напомню, королева отравила только половину яблока. Причем самую соблазнительную, румяную. И потому, разрезав его, сама спокойно полакомилась сочной мякотью, тогда как Белоснежка, едва откусив, упала без чувств. Можно прочитать это так: для одной символ греха — в радость, для другой — смерть».
Книга «Лекции по искусству. Страшные сказки»: https://bit.ly/3gqT62P
Дмитрий Макаров через поведение и поступки персонажей известных сказок пытается найти недетское в детском: с помощью сравнения версий сказок, проследить эволюция человека и общества, найти болевые точки цивилизации, попытаться понять, как эти сюжеты могут выглядеть в будущем.
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)