Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Образ заколдованного яблока в сказках

Photo by Priscilla Du Preez on Unsplash
Photo by Priscilla Du Preez on Unsplash

В своей книге «Лекции по искусству. Страшные сказки» поэт и писатель Дмитрий Макаров анализирует всем известные сказки с точки зрения развития их сюжета, отсылок к истории, обращается к интерпретациям нескольких авторов. Здесь есть эрос и танатос, нравственное и безнравственное, право и бесправие, большинство и меньшинство.

Предлагаем прочесть небольшой отрывок из книги Дмитрия, в котором он размышляет об образе яблока в сюжете сказок:

«Сказки всегда используют артефакты, за которыми разворачивается длинная галерея образов. Яблоко может посоперничать в этом конкурсе артефактов за первое место.

При раскопках древних стоянок в  Швейцарии была найдена обугленная яблоня. Человечество любило яблоки со времен неолита. Но одомашнили яблоню где-то между Каспием и Иссык-Кулем около пяти тысяч лет назад. Видимо, оттуда яблоки были завезены в Грецию, став любимым лакомством и попав в мифы. <...>

Последним подвигом героя стал марш-бросок Геракла в  сад Гесперид, где произрастали золотые яблоки, даровавшие вкусившим их людям бессмертие. Этот миф стал основой для сотен сказочных сюжетов. Например, для сказки об Иване-царевиче и молодильных яблоках или легенде о Локи и богине вечной юности Идунн, в  чьем саду также росли волшебные плоды.

Яблоко вспоминается и как катализатор грехопадения в аврамических религиях: "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и  ела; и  дала также мужу своему, и  он ел".

Как видите, яблоко тут не упомянуто. Видимо, плод дерева познания стал яблоком в  Средние века и здесь опять же виновата Афродита, а также ее обнаженные служанки Грации, которых постоянно изображали с  яблоками в  руках. Эти изображения регулярно находили, и они, конечно, вызывали у пуристов ассоциации с  распутством.

Образ яблока в  культурах христианских народов — двойственный. В  Западной Европе оно чаще связано с  грехопадением, в Европе Восточной  — это символ, скорее, положительный. Яблоко было даром на колядках, служило приглашением на свадьбу.

Книга Дмитрия Макарова «Лекции по искусству. Страшные сказки»
Книга Дмитрия Макарова «Лекции по искусству. Страшные сказки»

Вот и в сказке братьев Гримм «Белоснежка», напомню, королева отравила только половину яблока. Причем самую соблазнительную, румяную. И потому, разрезав его, сама спокойно полакомилась сочной мякотью, тогда как Белоснежка, едва откусив, упала без чувств. Можно прочитать это так: для одной символ греха  — в  радость, для другой  — смерть».

Книга «Лекции по искусству. Страшные сказки»: https://bit.ly/3gqT62P

Дмитрий Макаров через поведение и поступки персонажей известных сказок пытается найти недетское в детском: с помощью сравнения версий сказок, проследить эволюция человека и общества, найти болевые точки цивилизации, попытаться понять, как эти сюжеты могут выглядеть в будущем.

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)