Управляющая организация обязана предоставлять информацию не только по запросу собственников, надзорных и иных государственных органов, но также и по запросу средств массовой информации (далее - СМИ). А почему – читайте далее.
Право редакции СМИ на запрос информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц предоставлено ст. 39 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ). При этом сам запрос может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Для ответа на запросы редакций СМИ установлен семидневный срок предоставления информации. В случае невозможности предоставить запрашиваемые сведения в указанный срок представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации вручается уведомление об отсрочке. В уведомлении должны быть указаны:
- причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;
- дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;
- должностное лицо, установившее отсрочку;
- дата принятия решения об отсрочке.
Данное правило закреплено в статье 40 Закона о СМИ. При этом законодательно не определен предельный срок отсрочки в предоставлении информации.
Указанной статьей также установлены основания, позволяющие отказаться от предоставления информации. Такой отказ возможен, если запрашиваемая информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.
Следует отметить, что Верховный Суд РФ в обзоре судебной практики № 4 (2017) разъяснил, что «по смыслу ст. 38, 39 Закона о средствах массовой информации, требования указанных норм права о предоставлении сведений о деятельности по запросам редакций средств массовой информации распространяются на все организации, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе коммерческие и некоммерческие юридические лица (ст. 48, 50 ГК РФ), организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (например, простые товарищества)».
Таким образом, Верховный Суд окончательно поставил точку в вопросе правомерности требования СМИ о предоставлении сведений не только в отношении государственных учреждений, но и в отношении любых коммерческих/некоммерческих организаций.
Следует добавить, что специальной санкции за непредоставление информации по запросу редакций СМИ не установлено. По общему правилу за неправомерный отказ или несвоевременное предоставление информации, в предусмотренных федеральными законами случаях, установлен штраф на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. рублей (ст. 5.39 КоАП РФ).
Также необходимо иметь ввиду, что СМИ могут обжаловать в судебном порядке отказ или непредоставление информации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»:
- положения Закона о СМИ не обязывают редакцию СМИ указывать в запросе, для каких целей необходимы запрашиваемые сведения, и обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации;
- запрос информации может касаться любых сторон деятельности соответствующего органа, организации, общественного объединения, должностного лица. Предметом запроса также могут являться сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих; особенности предоставления таких сведений определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 5 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции»);
- если запрашиваемая информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну, отказ в предоставлении этой информации является правомерным в силу части 1 статьи 40 названного Закона;
- на специальную охрану тайны указывается, например, в следующих Федеральных законах: «О государственной тайне», «О персональных данных», «О коммерческой тайне», «О противодействии терроризму» (пункт 10 статьи 2), «Об архивном деле в Российской Федерации» (статья 25), в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (статья 61), «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (статья 9), «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 12), «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (статья 8), «О банках и банковской деятельности» (статья 26), в Семейном кодексе Российской Федерации (статья 139), в Налоговом кодексе Российской Федерации (статья 102);
- иные основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц (в том числе, по запросам редакций средств массовой информации), могут быть предусмотрены другими федеральными законами (например, статьей 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», статьей 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон № 98-ФЗ) коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;
а информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
В силу положений ст. 4 Федерального Закона № 98-ФЗ право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что управляющая организация вправе отказать СМИ в предоставлении информации, которая относится к информации ограниченного доступа, в частности, если запрашиваемая информация составляет коммерческую тайну организации либо содержит персональные данные.
Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе здесь.