Найти тему

От буллинга и бойкота не зарекайся…

Оглавление

О психических механизмах травли в соцсетях

Ирина Суспицына, специалист платформы PSY. one о механизмах травли.

Последние несколько месяцев мы наблюдаем бум резонансных скандалов и буллинга (травли) в социальных сетях. Этому мы во многом обязаны самоизоляции и кризису, вызванному пандемией Covid-19. Страх и гнев, связанные с неопределенностью, смещаются со своих невидимых врагов и направляются на оппонентов в интернете. Это распространенный защитный механизм нашей психики. Так она пытается справиться с непереносимыми эмоциями.

фото: Chip Somodevilla/Getty Images
фото: Chip Somodevilla/Getty Images

Говоря о психических защитных механизмах, важно понимать, что они, с одной стороны, снимают напряжение и помогают нам приспосабливаться, ослабляя внутренние конфликты. С другой стороны, за такую защиту приходится расплачиваться искаженным восприятием реальности. Один из ярких примеров буллинга, за которым следили по всему миру — это скандал с Джоан Роулинг. Напомню краткую историю этого скандала. Писательница написала твит, в котором иронично высказалась по поводу инклюзивного (т.е. гендерно-нейтрального) языка.

В заголовке статьи, на которую отреагировала Роулинг, слово «женщины» было заменено на термин «люди, которые менструируют».

Роулинг написала: «Я уверена, что для таких людей было какое-то слово. Помогите мне кто-нибудь…Wumben? Wimpund? Woomud?». Твит был расценен как проявление трансфобии, т. е. нетолерантности по отношению к трансгендерным людям.

-2

За этим твитом последовали оскорбления и угрозы в адрес писательницы со стороны транс-активистов (одобряемые далеко не всеми трансгендерами). Звезды фильмов о Гарри Поттере начали травлю Роулинг в соцсетях по обвинениям в трансфобии (обвинения в отказе трансгендерным женщинам в праве называться женщинами).

Сотрудники издательств предлагали бойкотировать ее новую книгу. 

Киностудиям предлагали отстранить Роулинг от работы над фильмамипо ее произведениям.

Книги жгли.

-3

Были даже призывы лишить писательницу авторства ее собственных книг. Так всемирно любимая писательница превратилась в Того-Кого-Нельзя-Называть.

Позже Джоан опубликовала статью, в которой выразила сочувствие трансгендерным женщинам, рассказала о личном опыте домашнего насилия и высказалась о праве биологических женщин называться «женщинами» и оскорбительном характере «прогрессивного» языка. В результате этого скандала Роулинг стала героем феминистического движения. 

Скандал с Роулинг всколыхнул целый ряд непростых тем. В этой статье хотелось бы поговорить о психологических аспектах одной из них — о феномене буллинга (травли) в социальных сетях.

Для понимания феномена обратимся к еще одному защитному механизму, который называется проекция — восприятие чего-то внутреннего, как находящегося вовне. У каждого из нас есть определенный идеал себя и представление о собственной уникальности. Мы держимся за них и боимся их потерять. Но что, если что-то внутри нас покушается на этот образ, ставит его под сомнение? Выход, который находит психика — отделить это что-то непривлекательное от себя. Сказать: «Это не Я». И «поместить» это непривлекательное в другого человека, чтобы за эти качества осуждать его, а не себя («Я-то не такой»). Так образ Я остается незапятнанным.

Психология PSY.one
Психология PSY.one

Например, общество требует от своих членов толерантности вплоть до жесткой самоцензуры.

Допустим, я декларирую себя как толерантный человек, я хочу быть таким человеком. Но внутри себя я принимаю далеко не все, о чем заявляю. И что я делаю, когда вижу, что кто-то допускает высказывание, которое я не могу себе позволить? Правильно, начинаю его яростно осуждать. «Я-то не такой».

Вообще, чрезмерная эмоциональная реакция на поведение или слова другого человека — это всегда повод задуматься: «А что это про меня?». Этот механизм работает как для отдельного человека, так и для группы людей, даже для целых народов. Более того, он связывает людей в сообщество. Еще один защитный механизм — Негативная идентификация: проще сказать, кем ты не являешься, к какой общности ты не принадлежишь, чем разобраться — какой ты на самом деле. «Мы не Они». И чем более близки и похожи эти Они, тем больше ненависти. Тем больше попыток найти мельчайшие отличия, отстроиться от них.

Помните рекламу про левую и правую палочки Twix, которые ну совсем не похожи друг на друга?

В «Недовольстве культурой» Зигмунд Фрейд назвал этот феномен «нарциссизм малых различий»: культура подавляет природную агрессию и люди создают себе малый культурный круг, за пределами которого эту подавленную агрессию можно «законно» проявлять к представителям другой группы. Что, к тому же, способствует укреплению солидарности внутри малого круга. В истории с Роулинг мы стали свидетелями конфликта феминисток и трансгендеров. Как будто бы идентичность одной группы мешает идентичности другой. Примечательно, что представители обеих этих групп подвергаются дискриминации. В России, например, согласно социологическому опросу «Левада-центра», опубликованному незадолго до начала пандемии, и феминистки, и представители ЛГБТ были отнесены к девиантным (т.е. отклоняющимся) категориям населения через запятую с убийцами и террористами. 

Также много осуждения вызвала агрессия, в которой радикальные представители этих групп отстаивали собственную идентичность (фото в интернете, угрозы и т. д.).

Коучинг PSY.one
Коучинг PSY.one

Природа этой агрессии становится понятнее, если обратиться к еще одному защитному механизму — идентификации с агрессором. Человек отождествляет себя с тем, кто заставляет его страдать и впоследствии может так же заставлять страдать других. Получается перевертыш — пассивное состояние (жертва) превращается в активное (преследователь). Так агрессия помогает справиться с чувством беспомощности. Враждебность порождает враждебность. А с враждебностью людям, чем-то не похожим на других, приходится сталкиваться постоянно.

Скандал с Роулинг иллюстрирует еще одно обострившееся в обществе явление -конфликты, связанные с гендерной идентичностью.

«Тирания толерантности» в случае с Джоан Роулинг и жесткая самоцензура, которой подвергается сейчас каждое слово любого публичного человека, свидетельствует о том насколько «горячей» стала тема гендера. 

Культура меняется. Меняется отношение людей к своему телу, к собственным чувствам, к возможности признавать их существование и выражать вовне. То, что социологи называют «психотерапевтический поворот». Старые и новые модели поведения сталкиваются и рождают конфликты. На моей практике основной запрос, с которым клиенты приходят в психотерапию и психологическое консультирование, так или иначе связан с идентичностью. Взрослые, профессионально и социально состоявшиеся люди, в какой-то момент задают себе вопрос: «Кто я?».

Ирина Суспицына, специалист платформы PSY.one сертифицированный бизнес-коуч Ассоциации психоаналитического коучинга и бизнес-консультирования (АПКБК), магистр психологии
Ирина Суспицына, специалист платформы PSY.one сертифицированный бизнес-коуч Ассоциации психоаналитического коучинга и бизнес-консультирования (АПКБК), магистр психологии

 PSY.one международная платформа психологии и коучинга.