Зачастую стартап зарождается из идеи одного человека, которая не всегда находит поддержку окружающих. В этом случае автор идеи живёт с ней, обдумывает её без перерывов и практически спит с ней. Что нужно сделать, чтобы эта идея не начала раздражать создателя и переросла в реальный проект? Рассказывают эксперты.
Амина Верещагина, Исполнительный продюсер Animatonics
Восемь месяцев назад я задумала запустить собственную студию анимации, которая будет развивать не только инвестиционное направление, но и клиентское. Этот рынок переполнен и поделен, множество крупных и мелких студий, отсутствие площадки для прямого взаимодействия клиента с исполнителем, множество посредников. Я не имею опыта в клиентском бизнесе, своей базы «теплых» контактов или выходов на ЛПР, однако за плечами есть колоссальный опыт создания топового анимационного контента и огромное желание этот контент производить. Четыре месяца я «зрела» и ставила галочки по прошлым проектам, и вот в декабре, буквально в канун нового года, запустила клиентское направление.
Очень важно иметь дорожную карту на ближайшие полгода, в условиях запуска ориентироваться на оперативно-тактическую обстановку, но о стратегически важных целях тоже нельзя забывать. Есть риск закопаться в текучке, наработке клиентской базы, тестировании тех или иных способов коммуникации, продвижения, отлаживании внутренних процессов и процедур… Такая текучка может занимать до 90 % времени и не приносить никакого результата, что очень демотивирует. Поэтому я расставляю «короткие» еженедельные KPI, это как ориентиры, чтобы не сбиться с пути, с другой стороны, еженедельно уделяю время стратегии, корректирую ее под текущую обстановку, так как первое «хочу» сильно меняется от реального «возможно», особенно если ты новичок.
Чтобы идея переросла в настоящий проект, важно перестать к ней относиться как к идее и начать относиться к ней как к проекту, с чёткими целями, обозначенными KPI, c задачами, которые необходимо выполнять ежедневно. Это работа, рутина, иногда скучная, иногда вдохновляющая, но если есть задача довести её до ума — нельзя давать себе поблажек. Несмотря на то что работаешь на старте чаще всего «без зарплаты» и за «идею», относиться к своей деятельности надо как к высокооплачиваемой работе, которую ты боишься потерять.
Филипп Мухин, руководитель практики «Открытые инновации» Accenture Russia
Создание проекта в одиночку лично у меня ассоциируется с сюжетом видеоролика, где скейтбордист пытается выполнить новый трюк, но каждая новая попытка неизменно приводит к его падению и провалу. Однако он не теряет надежды и продолжает раз за разом вставать, брать доску и пробовать снова и снова. Рядом нет никого, кто мог бы дать совет или поддержать морально – только рампа, скейтборд и человек наедине со своей мечтой. Наконец, после, кажется, сотой попытки, трюк удаётся, наш герой счастлив и награждает себя аплодисментами.
В этой истории мы видим все слагаемые успеха, характерные для процесса превращения идеи в успешный бизнес, в том числе – в одиночку.
Это упорный труд, безграничная вера в собственную мечту и немного везения. Думаю, именно сочетание этих компонентов в равных пропорциях и приводит проекты к успеху. Наверняка парню было бы легче, будь рядом кто-то, кто смог бы поддержать и приободрить его, но жизнь есть жизнь, и зачастую бывает сложно найти единомышленников, которые подхватят твою идею и будут так же сильно ею увлечены. Поэтому я уверен, что если человек действительно живёт мечтой и при этом упорно работает, то успех обязательно придёт, рано или поздно. Ну, и не стоит отвергать элемент везения – от него тоже кое-что зависит.
Константин Анисимов, СЕО Rusonyx
По моему опыту надо как можно быстрее запускать продукт на рынок и получать отзывы от клиентов. Они могут расстраивать, но также дают направления, над чем нужно работать дальше, что развивать и улучшать в продукте. Такая тактика называется MVP (minimum valuable product). Таким образом, первоначальный прототип продукта не требует многочисленной команды. Вы можете его сделать в одиночку, запустить в тест и проверить гипотезу, нужен ли он рынку. Результат – сам по себе хороший мотиватор. А если к тому же он положительный, то дальше дело техники.
Екатерина Калашникова, руководитель лингвистической скайп-школы GLASHA
Какие бы советы я дала начинающим, пользуясь своим опытом:
- Не бойтесь начать, даже если ваш проект не идеален. Первый свой сайт я сделала сама «на коленке», пользуясь инструкцией из интернета. Сама писала контент в социальные сети, занималась продвижением проектов через блоггеров, проводила собеседования с учителями и делала «холодные звонки» потенциальным студентам.
- Не бойтесь делегировать полномочия. Вначале это трудно, примерно как передать любимого ребенка няне, но без этого этапа не обойтись. Иначе любому человеку грозит выгорание.
- Надо креативить новые идеи ежедневно, это помогает не завязнуть в рутине и даёт положительный эмоциональный заряд.
- Обязательно общайтесь с единомышленниками, посещайте тематические выставки, бизнес-завтраки и так далее, то есть встречи с такими же увлечёнными людьми, как и вы. На таких собраниях можно обменяться опытом, узнать что-то новое, сгенерить идеи да и просто получить энергию для дальнейшей успешной работы.
- Повышайте свою квалификацию в области маркетинга, таргетированной рекламы, продвижения в социальных сетях и так далее. Эти знания помогут в дальнейшем правильно ставить задачи специалистам и экономить значительную сумму денег.
Георгий Мавчун, CTO в DSX
Первая и главная задача — ищите единомышленников. Даже если вам кажется, что идея слишком безумная, в этом мире наверняка найдётся тот, кто поверит в неё и оценит по достоинству. Один человек ограничен собственным кругозором и майндсетом, а вдвоём вы получаете уже два. И очень неплохо, когда кругозор и майндсет достаточно разные, чтобы существенно увеличивать ценность двух человек вместе. Создание проектов всегда требует участников, которые смогут вовремя отфильтровать лишнее и ненужное, взять на себя задачи по реализации и, конечно же, поддержать.
Второе — инвестируйте своё время. Отложите все другие дела и сосредоточьтесь на задаче. Никакую идею нельзя воплотить в жизнь, не потратив на неё достаточного количества времени. Однако помните, что лучшее — враг хорошего, и оно может сбить вас с толку. Сосредоточьтесь на своем продукте и знайте, что его можно постоянно улучшать: тестируйте и находите слабые места, получайте обратную связь от реальных пользователей. Так вы сможете сделать из своей идеи реально работающий проект.
Мария Конопелько, основатель проекта Digital Banana
Авторов редко раздражают их идеи. Раздражать скорее может их собственная нерешительность что-то начать. Поэтому, здесь нет другого рецепта, кроме как запустить процесс. Сперва нужно оценить ресурсы которые есть у автора. Достаточно ли их, чтобы сделать первую версию продукта, а ещё лучше первую продажу? Есть ли деньги на людей или нет? Если ресурсов мало и денег свободных тоже — понадобятся те, кто поверит в идею и поможет перейти на следующую стадию — со-основатели.
Если в планах автора очень сложный сервис или продукт, а сам он программистом не является, ему нужно получить несколько консультаций, чтобы оценить масштаб и сложность разработки. И не забывать, что так или иначе на старте важна бизнес идея, понимание спроса и начинать всегда лучше с проверки гипотезы на небольших прототипах собранных, порой, за пару дней.
Итак, как создавать проекты в одиночку?
- Исследуйте рынок на предмет потребности в вашем продукте.
- Ставьте перед собой небольшие регулярные цели.
- Постарайтесь побыстрее создать минимально жизнеспособный продукт и собрать фидбек от пользователей.
- Развивайте свои способности в маркетинге, рекламе и т. д.
- Общайтесь с единомышленниками и перенимайте их опыт.
- Не бойтесь отдать часть работы другому человеку.
- Относитесь к работе над своим проектом как к настоящей высокооплачиваемой работе, которую боитесь потерять.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и группу ВКонтакте -https://vk.com/mrsisadm там еще больше интересного!