Речь идет о втором ребенке. Первый учился хорошо как-то сам по себе. Ну а со вторым я решила, что буду идеальной мамой. И он будет у меня круглым отличником.
Может кто помнит модное веяние лет 15-20 назад - кубики Зайцева. Ты покупаешь заготовки кубиков, сама склеиваешь их и получается такая супер обучалка чтению с малых лет. Некоторые упертые мамаши по ним ухитрялись уже с 2-х лет обучать!
Суть в том, что читать ребенок учился сразу по слогам. Буквы не учили, а заучивали слога. Например кубик с буквой М. В кубике 6 граней и на каждой грани, определенный слог с этой буквой: МА - МО - МУ - МЫ - МИ - МЕ, на другом кубике другие слога, кубики могут повторяться, чтобы можно было сложить слово допустим МА-МА. Ребенок играет, складывает кубики, мама ему ненавязчиво говорит что там написано.
Идея то была абсолютно правильная. Когда ребенок заучивает просто буквы, он все равно согласные не говорит коротко, он говорит БЭЭЭЭЭ, ВЭЭЭЭ и запоминает это. А потом, когда нужно объединять эту согласную букву с гласной, то получается не БА, а БЭЭЭЭЭАААА. И приходится бедным родителям тысячу раз повторить, чтобы он запомнил правильно. А тут сразу учит слога, и сразу начинает читать. А уж сами буквы, выучить потом вообще ничего не стоит.
В общем в 2 года учить своего Петьку чтению я не решилась, он говорить то только начал к этому времени. А вот к трем годам я уже была полна решимости сделать из ребенка вундеркинда. Помню продавались эти кубики в одном месте Москвы, естественно в противоположном конце города, потом я их еще клеила недели две, там получилось около сотни кубиков, если не больше. Еще ведь были и с цифрами, с арифметическими знаками, со знаками препинания, ну и потом они все повторялись, некоторые по нескольку раз.
Как я все это поклеила, начался собственно и сам обучающий процесс. Играл он в эти кубики помню с удовольствием. Но почему-то ему напрочь было не интересно что там на них написано. Вот башню построить интересно, а сложить слово МА-МА как-то лучше я вот пойду машинку повожу. По идее мне нужно было просто дать ему время. Пусть наиграется вдоволь, и потом может быть начали бы потихоньку осваивать эти все слога. Ну как же, столько времени потрачено, столько усилий ушло на склеивание. А вдруг, если дать ему просто играть он порвет, помнет обучающий материал. Он то не знает, что он обучающий.
В общем я вошла в раж и начала уже плотно вдалбливать ему эти слога. Кубики мы в результате забросили, я взяла тетрадку, разлиновала ее, написала там слога и мы день за днем методично начали их изучать. Дело шло медленно и туго, как он эту тетрадку видел, сразу скучнел, мрачнел, но куда деваться, проще уж помучиться немного, чтобы потом отпустили на свободу. Но как-то постепенно мы эти слога освоили и действительно к четырем годам он мог прочитать довольно сносно простые предложения в книжке. Ну и с математикой было примерно также - считали до ста и могли складывать и вычитать в пределах по-моему десятка. Я с облегчением вздохнула, решила, что дальше пойдет только все лучше.
Но дальше все было как раз хуже. Заниматься мы с ним продолжали, но чтобы заставить его прочитать что-то или просто поучить новое, приходилось прилагать все больше и больше усилий. Но тем не менее сын к началу школы умел довольно хорошо читать, считать и я была уверена, что уж в первых классах у него проблем вообще не будет.
Проблемы начались практически с первой четверти. Полная оптимизма я пришла на первое родительское собрание и услышала от учительницы:
Ваш сын вообще меня не слушает. На уроках он занимается всем чем угодно только не уроками. Он смотрит в окно, играет с карандашами, рисует какие-то каракули, но учиться он вообще не хочет.
И эта тема преследовала меня все начальные классы. Чтобы я ни делала, как ни увещевала его, как ни ругалась, все бесполезно. По нему было совершенно четко понятно, что ему в школу ходить глубоко противно. Помню как-то звонит учительница, спрашивает: а что Петр, как себя чувствует, как долго еще болеть будет, уже вторая неделя пошла. Я чуть дар речи не потеряла! Кто болеет? Тогда еще не было электронных дневников. А он уходил в школу, а потом просто возвращался домой. И ведь вранье оно же постоянно висело над ним как дамоклов меч, получается он жил и ждал, когда вскроется обман. Хуже этого вообще мне кажется ничего нет.
Только потом, я поняла, что вообще натворила своим педагогическим рвением с этими кубиками и занятиями. На очень долгое время я ему привила стойкое отвращение к обучающему процессу. Он видать, как видел учительницу, как понимал, что опять ему будут что-то втюхивать насильно, так просто отключался и уходил в себя. Друзей кстати у него тоже в начальных классах особо не было.
Слава богу потом это как-то стало налаживаться, появились друзья, по учебе тоже что-то потихоньку выровнялось. Пятерок было мало и хорошистом он никогда не был, регулярно несколько троек в четверти было, но он хоть стал учиться, сам делать домашку. А уж к десятому классу вообще в мозгах просветлело, стало понятно, что ему нравится программирование и мы стали налегать на учебу и готовиться к ЕГЭ уже по его инициативе. Потом была учеба, когда он мог сутками сидеть и заниматься, писать свои программы. Потому что это ему было действительно интересно. Сейчас ему уже 22 года, он программист, работает в Яндексе.
Но я вот думаю. А что могло бы быть, если бы с раннего детства своими занятиями не задушила в нем интерес к учебе, любознательность. Ведь по сути 7 лет жизни ребенка, когда мозги как губка впитывают новое, прошли впустую. Это сейчас считай повезло, какие-то успехи не благодаря, а вопреки, а я ведь могла реально испортить ему жизнь.
Как считаете надо готовить к школе человека? Может вообще не стоит его ничему учить самой? Пусть школа для него станет чем-то новым и интересным. Ну если это хорошая школа конечно.