По неоднократным просьбам читателей, продолжаю выкладывать частями огромную статью по истории возникновения цигун в КНР. Эта статья появилась потому, что меня попросили расписать более детально вот этот материал: О китайской дыхательной гимнастике "цигун" или как в ХХ веке появился этот термин.
Так как издавать расширенную версию похоже не будут, а материал у нас неизвестный. Кто читал целиком, утверждают: обидно, что пылится на полке! Поэтому буду публиковать, хоть и в немного сокращенном варианте (убраны избыточные термины и названия в иероглифическом написании, различные поясняющие ссылки и библиография). Уже доступны для ознакомления:
Первая часть. Начало.
Вторая часть. Противостояние Востока и Запада.
Третья часть. Появление цигун терапии.
Четвертая часть. Признание цигун терапии.
Пятая часть. Изобретение термина "цигун".
Шестая часть. Многообразие вариантов названий.
Седьмая часть. Центр распространения цигун.
Восьмая часть. О санатории цигун в Бэйдайхэ.
Девятая часть. Выход на мировую арену.
Десятая часть. Пересмотр истории цигун и доказательство его эффективности.
Итак, продолжим!
В любой хорошей истории должны быть главные действующие персонажи, которые определяют и направляют развитие событий, и без них всё могло бы сложиться совсем иначе. В новейшей китайской истории боевых и оздоровительных искусств хорошим примером будут малоизвестные у нас сейчас "Три звезды Цзинъу".Их идеи и связи с руководством нарождающегося государства заложили первый камень в преобразованиях ушу, что в итоге позволило превратить ремесло узкой среды профессионалов в систему физического ( и - этического) воспитания широчайших масс населения.
Хотя я и не верю в совпадения и случайности, хотя как мы знаем, случайности - не случайны :) , но и в нашей истории возникновения цигун тоже присутствуют три основных героя, жившие уже в другую эпоху, чем Цзинъу. В предыдущих частях уже упоминали о них, это Лю Дучжоу, Лю Гуйчжэнь и Чжан Тяньгэ.
"Отправной точкой" в нашей истории был доктор Лю, многие годы изучавший традиционную медицину. Ещё в раннем детстве, из-за болезненного сложения нашего героя, его на этот путь направил родной отец, отдав в подмастерья к одному из самых титулованных местных эскулапов. В итоге Лю прошел весь Путь, "от аптеки до клиники". В мае 1945 года Лю Дучжоу переехал в Пекин со своей семьей, и уже зимой 1946 года успешно сдал "Специальный экзамен для китайских врачей" в Пекине.
В рамках нашего повествования важен ещё один факт: после основания Китайской Народной Республики он участвовал в работе «Школы непрерывного образования китайской медицины», организованной Министерством здравоохранения, чтобы традиционные врачи китайской медицины могли получить базовые знания о западной медицине. Тем самым на практике осуществлялся лозунг:
Брать лучшее у Запада, бережно сохраняя исконные традиции.
Таким образом наш герой оказался опытным специалистом-практиком, способным сочетать оба подхода в своей работе. Поэтому нет ничего удивительного, что когда в 1956 году Коммунистическая партия Китая и Народное правительство Китая решили основать образовательные учреждения в Пекине, Гуанчжоу, Чэнду и Шанхае, чтобы возродить дело китайской медицины, доктор Лю был приглашен в Пекинскую школу традиционной медицины, чтобы обучать магистрантов её таинствам.
И неудивительно, что именно доктор Лю познакомил остальных наших героев с методикой нэйянгун.
Важно, что сам Лю Дучжоу получил знания о нэйянгун, методе яншэнсюэ, который издавна практиковали в сельской местности Хэбэя со времен окончания династии Мин, с помощью традиционного способа передачи. Таким образом, его система нэйянгун включала также традиционные верования и обычаи, которые к началу 1950-х годов уже считались «феодальными суевериями». Первоначально Лю Дучжоу научился практиковать нэйянгун для лечения туберкулеза легких. Когда в 1950-х годах нэйянгун был тесно интегрирован в созданную терапию цигун , он начал работать в различных санаториях цигун , затем его пригласили в санаторий Таншань, где его пациенты практиковали нэйянгун по семь часов каждый день, а когда был основан знаменитый санаторий Бэйдайхэ, доктор Лю был направлен туда для обучения специалистов.
Лю Гуйчжэнь стал переходной фигурой, который изучил эту методику у Лю Дучжоу, чтобы вылечить свою болезнь, но позже он переосмыслил и переработал нэйянгун, чтобы интегрировать его в государственную медицинскую систему.
Чжан Тяньге был самым молодым из троих, выпускником армейского медицинского училища, которого правительство направило продвигать цигун терапию.
Как уже говорилось ранее, Лю Гуйчжэнь был пионером терапии цигун в 1950-х годах и получил за это большое признание. В 1956 году правительством провинции Хэбэй он был отмечен званием " Передовой работник" (先進 工作者 xiānjìn gōngzuòzhě), а национальными властями как "Образцовый работник" (勞動 模範).
На национальном съезде образцовых рабочих в Пекине Лю Гуйчжэнь встретился с Мао Цзэдуном и другими членами руководства, после чего был приглашен использовать цигун терапию при лечении государственных лиц, в том числе Лю Шаоци, который в те дни официально признанным наследником Мао Цзэдуна. Однако во время Культурной революции Лю Шаоци был объявлен главным врагом республики и подвергся репрессиям, как и затем многие участники проекта продвижения терапии цигун. Возможно, это было тоже как-то связано.
И в 1964 году Лю Гуйчжэнь был строго наказан за участие в так называемом "деле врача Чжоу Цяньчуаня".
Чжоу Цяньчуань - это ещё один неизвестный у нас специалист по традиционным оздоровительным системам, несомненно оказавший влияние на содержание терапии цигун. Он вырос в семье традиционных ученых, с детства получил хорошее традиционное образование, расширив затем свои знания в христианской миссии, изучая латынь, английский язык и западную медицину. И во время антияпонской войны наш герой отправился служить врачом в армию Гоминьдана. Там он быстро обзавёлся нужными связями, что позволило ему сперва получить стипендию в в Национальный Уханьский университет, затем отправиться уже в Великобританию совершенствоваться в военной медицине того времени.
Нам же гораздо интереснее тот факт, что в 1939 году он тяжело заболел, его вылечил монах с Эмейских гор по имени Юн Янь (永严 Yǒng Yán), и как полагается в в подобных историях, Чжоу незамедлительно попросился к нему в ученики.
С деятельностью армейского доктора Чжоу связывают начало распространения традиционных секретных оздоровительных техник Эмэйшань среди мирян, а затем и по всему миру. После того, как Чжоу Цяньчуань покинул армию, он отправился в горы Эмэй и Удан, чтобы найти народных лекарей и монахов, сведущих в искусстве медицины. Интересно, что он изучал не только традиционную медицину, фармакологию и яншэнсюэ, но и боевые искусства, а так же буддизм и даосизм. Напомню, традиционное конфуцианское образование у него уже было.
В 1950-х годах его пригласили в Пекин для лечения высокопоставленных лиц, он был рекомендован центральному правительству и по договоренности с заместителем министра здравоохранения переехал из Шанхая. Сохранились воспоминания той поры, что плата за разовую консультацию у доктора Чжоу составляла 5 юаней. В те дни этой суммы было достаточно для поддержания ежемесячной жизни среднего человека. Это хороший показатель, чтобы объяснить его востребованность и ценность как врача в те дни.
В начале 1960-х годов, поскольку он вылечил хроническое заболевание генерального секретаря Комитета партии провинции Шаньси, его пригласили в Тайюань для проведения исследований и преподавания теории китайской медицины в Институте традиционной китайской медицины провинции Шаньси, а также для обучения оздоровительному методу Эмэйшань яншэнсюэ.
Но развивать свои идеи ему не дали, он стал одной из жертв несправедливого дела Ван Цзюэминя, секретаря партии провинции Хэбэй: в 1964 кто-то донес, что Чжоу был шпионом. Так как он был видным деятелем и работал с высокопоставленными лицами, об этом сообщили центральному правительству. Ему выдвинули обвинение в контактах с госслужащими и офицерами с целью кражи государственных и военных секретов, используя цигун в качестве прикрытия! В итоге он был приговорен к пятнадцати годам тюремного заключения, где и умер в 1971 году. Только после третьего пленума ЦК одиннадцатого созыва его удалось полностью реабилитировать. Лю Бинкуй, директор Бюро традиционной китайской медицины Министерства здравоохранения сказал в 1985 году:
Чжоу Цяньчуань является важнейшей фигурой развития цигун в нашей стране. Его несправедливое заключение нельзя не назвать потерей в истории развития цигун в нашей стране.
Не сложно догадаться, что многие врачи, так или иначе связанные с Чжоу, также были подвергнуты репрессиям. В том числе Лю Гуйчжэнь, который и пригласил Чжоу преподавать в санатории Бэйдайхэ. Поэтому в 1965 году Лю был задержан по обвинению "в сговоре с контрреволюционным Чжоу Цяньчуанем", исключен из партии, снят с должности главы санатория Бэйдайхэ, и отправлен в Шаньхайгуань "на трудовое перевоспитание".
О репрессиях и гонениях на цигун мы поговорим в следующем выпуске, а сейчас завершим наш рассказ повествованием о третьем нашем герое - Чжан Тяньге.
Чжан Тяньге был представителем молодого поколения. Он вступил в Народно-освободительную армию в 1951 году и учился в одной из ее медицинских школ. После выпуска в 1953 году он сперва работал в Первой реабилитационной больнице провинции Хэбэй. Когда в 1956 году был основан санаторий цигун Бэйдайхэ, Чжан был среди группы молодых медиков, нанятых санаторием, и от него требовалось заниматься цигун по четыре часа в день. Там Чжан изучил нэйянгун и тайцзицюань. Он так проникся этой темой, что в 1959 году основал журнал «Цигун» и возобновил его 1984 году, после прекращения гонений на цигун.
В 1962 году Чжан был переведен в Народную больницу Шаньхайгуань. Во время культурной революции его работа врачом и дальнейшее обучение китайской медицине в Пекине были прерваны: его несколько раз отправляли в деревню "на перевоспитание". Когда санаторий вновь открыли в 1980 году, он вернулся туда и снова помогал Лю Гуйчжэню продвигать терапию цигун.
С 1980 года Чжан стал одной из ключевых фигур в развитии терапии цигун (после выхода на пенсию или смерти своих старших коллег). Чжан занимал должность начальника отдела исследований цигун в санатории Бэйдайхэ, национальном центре обучения медицинскому применению цигун . Он участвовал во многих исследовательских проектах цигун на национальном уровне и посетил Японию, Германию, Францию и Америку, чтобы продвигать терапию цигун. Он опубликовал более 80 статей в стране и за рубежом, в том числе "Сочетание цигун и акупунктуры и их клиническое применение" и "Текущее состояние китайского медицинского цигун".
Изданный им в июне 1995 года "Справочник по практическому цигун" получил Государственную премию, а работа "Иглоукалывание и цигун" заняла третье место на Международной конференции, проходившей в США в июне 1995 года.
После выхода на пенсию в 1995 году он поселился в Циньхуандао, где продолжил свою работу. Например, выпустил эссе, где подробно изложил личный опыт терапии цигун с 1950-х годов.
Продолжение следует...
Дм. Моисеев, СПб - 2020