Найти в Дзене
Global Women Media

В чем уникальность районов на окраине?

Архитектор Анастасия Петрова о локальной идентичности

Анастасия Петрова – архитектор более чем с 15-летним стажем. За время работы она спроектировала свыше 200 тысяч кв. м недвижимости. Сегодня эксперт совмещает должность главного архитектора инвестиционно-строительного холдинга и декана архитектурного колледжа. Важную часть ее деятельности составляет реализация социальных проектов. На протяжении нескольких лет Анастасия Петрова занимается исследованием и популяризацией архитектурного наследия своего родного района – столичного Измайлова.

Анастасия Петрова
главный архитектор инвестиционно-строительного холдинга «ЦАМ Групп», декан архитектурного колледжа МКИК
Анастасия Петрова главный архитектор инвестиционно-строительного холдинга «ЦАМ Групп», декан архитектурного колледжа МКИК

Каждый город и район уникальны и по-своему интересны, а их культурно-архитектурное наследие по-настоящему ценно. Именно это с помощью своих социальных проектов стремится показать Анастасия Петрова. Уже несколько лет она развивает блог «Архитектура Измайлова», проводит экскурсии по району, выступает с инициативами по сохранению архитектурных объектов, а также является одним из кураторов студенческого проекта, посвященного исследованию архитектуры советского модернизма.

– Анастасия Сергеевна, почему для Вас важно уделять так много внимания реализации именно социальных проектов?

– В обществе ошибочно сложилось мнение о том, что всё самое интересное находится в центре Москвы. Действительно, там расположены важнейшие исторические объекты, памятники прошлых лет, которые официально считаются частью культурного наследия страны. Однако это не значит, что сохранять и поддерживать внешний вид архитектуры нужно только в тех случаях, когда ее ценность подтверждена экспертами и государством.

Существуют еще и спальные районы, которые не менее интересны для изучения. Москва – большой город, и разные его части были построены в разное время. Среди районов есть как старые, так и те, которые «выросли» совсем недавно.

Как показывает практика, локальная идентичность района может сформироваться и за 50–60 лет его развития. За это время появляются интересные пространства и объекты архитектуры, которые создают особую неповторимую атмосферу.

Важно понимать, что те памятники архитектуры, которые не являются объектами культурного наследия, но ценны для самих жителей, не менее значимы. Именно они формируют «лицо» района, а уже спустя годы, вероятно, станут важной частью истории.

Как профессионал в сфере архитектуры я вижу свою социальную миссию в том, чтобы внести вклад в выявление и сохранение локальной идентичности моего родного Измайлова.

– За что Вы любите Измайлово? В чем его идентичность?

– Я люблю Измайлово прежде всего потому, этот район связывает четыре поколения моей семьи. Здесь жили мои бабушки и дедушки, здесь родились мои родители, я и мой ребенок. В разное время мы гуляли по одним и тем же местам, на одних и тех же площадках проводили свои детство и юность. И это единение дорогого стоит.

Многие места в нашем районе очень ценны и важны для меня. И если однажды кто-то решит перестроить их, то я, пожалуй, почувствую такую же боль, как если бы разрушали памятник культурного наследия. Думаю, что подобные чувства испытали бы и другие жители района.

Архитектура не может существовать без людей и их личных историй. Когда какое-то здание или пространство связано с воспоминаниями человека или целых поколений, оно по-особенному ценится в обществе. Чем больше жителей района будут интересоваться архитектурой, тем выше вероятность сохранить ту самую локальную идентичность.

Измайлово – район с историей. В нем расположена усадьба XVII в., с ним связано начало судостроения в России – именно тут в одном из прудов Петр I, «дедушка русского флота», нашел тот самый английский ботик, который сейчас хранится в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Всё это выдвигает Измайлово в ряд тех районов, которые имеют большое значение во всероссийской истории. Однако после петровских времен это место оказалось забытым и превратилось в обычную рабочую окраину.

Снова во внимание со стороны властей и общества района попал лишь в 1935 г., когда вошел в состав Москвы. И сегодня основная масса его архитектуры – это постройки советского, послевоенного сталинского периода и то, что называют модернизмом.

Так в чем же особенность района, если большая часть его застройки похожа на ту, которую можно встретить во многих городах России? Как ни абсурдно, но в этом и есть его уникальность.

Сегодня эта застройка молодая, и кажется, что нет смысла относиться к ней с особой бережностью, ведь она не обладает исторической ценностью. Однако уже через несколько десятков лет она приобретет совершенно другой статус. И если сейчас мы не обратим внимания на то, что может стать памятником культурного наследия в будущем, то мы рискуем остаться без прошлого.

– Большую часть архитектуры Измайлова составляют здания советского модернизма. Отношение к ним в обществе сегодня достаточно противоречивое. Чем интересен совмод, на Ваш экспертный взгляд?

– Советский модернизм является одним из участников длинного ряда исторического развития отечественной архитектуры. Я иногда привожу в пример достаточно грубую, но наглядную метафору: у человека есть челюсть, и если выбить из нее хотя бы один зуб, то общий внешний вид будет не таким целостным и привлекательным. Так вот наша отечественная архитектура развивалась с Х века, за это время сменилось много стилей. Одним из них – одним из «зубов» – стал советский модернизм. Мы не можем стереть его из общей картины.

Безусловно, в любом стиле архитектура бывает очень разной. Всё зависит от автора проекта, зодчего, типа здания, его исторической значимости. Если сравнивать в масштабах всего города или страны, то в Измайлове не так много передовых образцов архитектуры. Однако здесь гораздо важнее оценивать пространство как раз со стороны локальной идентичности, о которой мы уже говорили.

Для каждого здания следует определить его статус в истории района. Когда мы начинаем изучать архитектуру в привязке к каким-то историям жителей и к собственным чувствам, даже те объекты, которые не попали в учебники или брошюры, становятся значимыми. И речь здесь не о внешней красоте.

Я всегда призываю людей к изучению истории своего района. Это действительно очень интересно, более того, это позволяет расширить границы мира для человека. Об особенностях и идентичности нашего района я рассказываю в своем сообществе в социальных сетях «Архитектура Измайлова». Там я регулярно публикую свои исследования про здания независимо от их культурно-исторической ценности, много уникальной и любопытной информации.

По-моему, нам не нужно признания экспертов и официальных подтверждений ценности для того, чтобы выявить свои чувства как жителей к архитектуре нашего района.

В Измайлове есть здания советского модернизма очень высокого уровня. Например, универмаг «Первомайский», которому не так давно грозил снос. Узнав об этом, я составила письмо, в котором выступила за сохранение архитектурного памятника. Документ подписали порядка 20 экспертов, в том числе известные во всей России специалисты. Публикация письма в социальных сетях вызвала огромный отклик со стороны жителей района. Мне было очень приятно, что люди ощутили эту ценность и осознали важность сохранения таких ключевых объектов.

Кстати, снос зданий – это процесс, который открывает ряд острых вопросов не только со стороны сохранения наследия, но и со стороны экологии и экономики. Во-первых, большая часть архитектуры была создана на налоги жителей города. Другими словами, здания советского модернизма зачастую строились на деньги наших бабушек и дедушек. Поэтому перед сносом всегда важно проанализировать, не выгоднее ли будет реставрировать объект. Во-вторых, любое бетонное здание – это тысячи кубометров стройматериала. При сносе этот мусор необходимо вывезти из города и правильно захоронить. Стоит ли разрушение таких трудностей и затрат?

– Сегодня часто говорят о том, как важно сохранять позитив в информационной среде и заботиться об экологии, потому что всё это влияет на человека. Однако мы мало задумываемся о том, как на людей воздействуют общественные пространства. Как архитектор что Вы об этом думаете?

– Общественные пространства и архитектура в целом оказывают очень большое влияние на людей, а люди оказывают большое влияние на пространства, в которых находятся. Это очень важная и ценная взаимосвязь.

Архитектура позволяет создавать комфорт и атмосферу, формировать места, которые способствуют объединению людей, становятся точками притяжения. Обстановка может влиять на настроение и настрой человека.

Однако особую атмосферу в любом месте создают не только обстановка и здания, но и сами люди. Они тоже являются важной частью локальной идентичности района.

Одна из остро стоящих проблем сегодня, как мне кажется, заключается в том, что решения о сносе или реорганизации общественных пространств принимаются зачастую без учета мнения жителей района. Такой подход негативно сказывается на развитии городской среды. У жителей района могут быть свои представления о том, что их окружает, более того, в районе может сложиться целая микросреда, которую легко разрушить, перестраивая привычные пространства.

Например, в одной из частей Измайловского парка есть площадка, на которой уже несколько поколений подряд собираются пожилые люди. Они слушают музыку, играют на гитаре или гармошке, общаются и танцуют. Теперь только представьте ситуацию: кто-то решает облагородить измайловский лес и построить в центре этой площадки фонтан. По сути, цель позитивная, никто не хочет сделать что-то плохое. Тем не менее это разрушит сложившуюся микросреду, которая была так ценна для жителей района.

Чтобы общественные пространства положительно влияли на людей, формировали и развивали такие «микроочаги» общественного взаимодействия, солидарности и гуманности, нужно правильно с ними работать.

– Как воспитать в людях любовь к тому, что их окружает, к их родному району?

– Воспитать любовь к родному району можно в первую очередь через интерес и просвещение. Когда я была маленькой, я и сама считала, что живу на окраине города, где нет ничего интересного. Всё изменилось, когда я начала больше читать про разные здания, расположенные в нашем районе, и открыла для себя много нового и увлекательного.

Сейчас я провожу экскурсии по Измайлову. На них приходят очень много жителей. Однажды мы организовали экскурсию с местной галереей, и участников оказалось настолько много, что наша группа не помещалась в отрезок улицы от светофора до светофора. Кажется, тогда пришли более 100 человек. Это говорит о том, что людям интересно узнавать больше о своем районе, изучать пространство, в котором они живут. Главное – этот интерес поддерживать.

Воспитать любовь к родному краю можно с помощью искусства. Художники обладают тонким чувством красоты и способны передать ее окружающим через свои произведения.

Вместе со своими единомышленниками я всегда стараюсь поддерживать интерес в обществе к нашему району. Сейчас мы работаем над созданием путеводителя по Измайлову, продолжаем проводить экскурсии и инициируем самые разные активности.

На базе колледжа, деканом которого я являюсь, есть постоянно действующий проект «Советский модернизм. Откуда: и Куда:». Он посвящен отечественной архитектуре 1960-х годов и представляет собой большое исследование, промежуточными результатами которого становятся выставки. Одна из первых экспозиций была представлена в измайловском Театре мимики и жеста.

В этот раз выставка пройдет в здании Института гуманитарного образования и информационных технологий. Она будет открыта для всех желающих на протяжении всего лета. И я думаю, что выставка будет интересна каждому зрителю независимо от того, в каком районе или городе он живет.

Виктория Ежова, информационное агентство

«Global Women Media»