Не претендуя на истину в последней инстанции, просто вспоминаем и размышляем над метаморфозами в развитии оружия.
Цикл: Торпедное оружие российского Императорского флота: история возникновения и становление (по материалам работы Литвиненко Е.Я.)
2. ЭВОЛЮЦИЯ ТОРПЕДЫ. Развитие торпедного оружия до русско-японской войны
2.6. Повышение разрушительного действия торпед
Эффективность торпеды зависит не только от того на какую дистанцию и с какой скоростью движется этот подводный "снаряд", и как точно поражает он цель, не мало важное значение имеет и действие торпеды на цель, что требует отдельного внимания к объему и качеству взрывчатого вещества, которое будет взорвано при контакте с кораблем противника. Повышение разрушительного действия торпед составляло предмет постоянного внимания отечественных и зарубежных специалистов торпедного оружия. Еще в докладах И. Ф. Александровского встречалось соображение о недостатке торпед с сильно застроенной головной частью, так как в таких зарядных отделениях размещалось недостаточное количество взрывчатого вещества. А как мы помним, первая торпеда Уайтхэда так же имела заостренную носовую часть (видимо аналогии со снарядом были очень близки).
В России с 1891 года вопросами теории взрывчатых веществ, изучением подводных взрывов, изысканием новых взрывчатых веществ занималась Научно-техническая лаборатория Морского Ведомства, первым начальником которой по рекомендации Д. И. Менделеева был назначен И. М. Чельцов. То есть вопрос поиска и создания эффективной взрывчатки был признан на государственном уровне и контролировался.
Сочинение И. М. Чельцова «Взрывчатые вещества», вышедшее в свет в 1880 году, было написано специально для обучения офицеров-минеров. Высокие достоинства этого труда обратили на себя внимание Дмитрия Ивановича Менделеева, давшего на книгу следующий отзыв : «... труд И. М. Чельцова вносит в область техники взрывчатых веществ такую научную цельность, такую ясность изложения и столь много оригинального, что ничего подобного этому роду в названной области знания нельзя указать. Словом, сочинение г. Челъцова составляет важное приобретение научной литературы предмета и ему не имеется равного ни в нашей, ни в иностранной литературе».
Кандидат естественных наук Иван Михайлович Чельцов, ученый, талантливый педагог, глубокий знаток минного дела, по праву может считаться основоположником научных методов решения проблем, связанных с подводным взрывом. И. М. Челыдову принадлежит также видное место в изыскании новых видов взрывчатых веществ для снаряжения мин и торпед. В 1887 году им был предложен новый вид взрывчатого вещества для снаряжения мин и торпед.
Из доклада Морского Технического Комитета — Управляющему Морским Министерством от 28 марта 1887 года
Произведенные лабораторные опыты с новым взрывчатым составом, предложенным преподавателем Минного офицерского класса коллежским секретарем Чельцовым, удостоверили в следующем: а) новый состав, по крайней мере, вдвое сильнее пироксилина; б) он абсолютно устойчив при температуре до 100° включительно, т. е.
не изменяется, тогда как самый лучший пироксилин начинает разлагаться уже при 60°...; ...е) по удельному весу он в 1,65 раз плотнее пироксилина.
Ввиду таких доказанных преимуществ нового взрывчатого вещества, Технический Комитет по Минному делу полагает, что этот взрывчатый состав заслуживает полного внимания и дальнейшего испытания для замены им пироксилина в минном деле...
... 4. Изготовить 15 пудов нового состава в Химической лаборатории при Минном офицерском классе.
Подпись: Председатель генерал-адъютант Кремер
Из протокола Комиссии по испытанию взрывчатого вещества, предложенного Чельцовым от 14 мая 1887 года. Кронштадт
... Заключение: Уяснив себе из всех, изложенных в протоколе испытаний нового взрывчатого вещества, Комиссия пришла к заключению, что оно по своей силе и безопасности настолько преимуществует над прессованным сухим пироксилином (но тем более по силе над влажным), что замена им последнего несомненно представляла бы значительные выгоды и усиление могущества минного дела во флоте, а равно и артиллерийского. А потому Комиссия полагает полезным и даже необходимым продолжать испытания над этим веществом в более обширных размерах.
Подписали: секретарь И. Чельцов, помощник старш. инж. -механика Назаров, член Комиссии морских арт. опытов поручик Бархаткин, лейтенанты: Гаврилов и Цывинский.
Иван Михайлович Чельцов в течение 16 лет читал лекции в Минных офицерских классах. В 1891 году И. М. Чельцов был назначен начальником Научно-технической лаборатории Морского Ведомства - учреждения, сыгравшего большую роль в развитии теории и практики военно-морского оружия. Ученик Д. И. Менделеева, И. М. Чельцов в течение многих лет поддерживал связь с гениальным русским ученым, являясь таким образом лицом, проводившем передовые научные идеи в русском минно-торпедном оружии. Организация Научно-технической лаборатории, подбор людей для нее, постановка экспериментальных работ - все интересовало Д. М. Менделеева и на многих работах сказалось его внимание.
Соглашаясь оказывать Морскому Техническому Комитету свою помощь, Д.И. Менделеев писал: «...Предлагая со своей стороны всякое содействие в начальной постановке исследований, имею в виду не только прямую пользу, могущую проистечь при исследованиях... для морской обороны, но и тот большой научный интерес, который представляется в указанном вопросе».
Как видим, Дмитрий Иванович Менделев приложил свой талант и к развитию торпедного оружия
Вторым направление совершенствования боевой эффективности торпеды можно считать исследование особенности самого подводного взрыва и его воздействия на корабль.
Так, для исследования вопроса о действии подводного взрыва на корабль был построен специальный кессон (часть борта корабля) под наблюдением профессора И.Г. Бубнова. Вопрос о рациональном размещении торпедных аппаратов сопровождался солидно поставленным опытом в натуре, для которого СО. Макаров исхлопотал в Морском министерстве старый броненосец.
Доклад Председателя Морского Технического Комитета — Морскому Министру об организации Комиссии по установлению разрушений судовых корпусов от взрыва мин
Ввиду предстоящих опытов в Черном море с кессоном для выяснения степени разрушения судовых корпусов от взрыва мины необходимо теперь же организовать Комиссию из компетентных лиц. Ввиду важности как ведения самих опытов, так и результатов от них ожидаемых я полагал бы, со своей стороны, назначить председателем этой Комиссии Инспектора Минной части Морского Технического Комитета капитана 1 ранга Залевского или одного из опытных минных офицеров по усмотрению Главного Командира Черноморского Флота и Портов, в случае если капитану 1 ранга Залевскому будет дано другое назначение; затем в состав этой Комиссии должны необходимо войти: Младший Судостроитель Бубнов, как вырабатывавший чертеж: названного кессона, и Старший помощник Судостроителя Мациевич...
Мнение капитана 2 ранга Муравьева о желательных опытах с броненосцем «Чесма» по минной части...
8. Выяснить влияние взрыва зарядного отделения мины, заряженного пироксилином и мелинитом, на глубине 3 метра и на расстоянии от борта в 20 футах (равной длине шестов сетевого заграждения).
9. Выяснить окончательно целесообразность продольных бортовых броневых переборок, подобных переборкам «Цесаревича».
10. Выяснить значение продольных бортовых коридоров, заполненных углем до верха, до половины, водой отчасти, пробкой.
Необходимые средства для опытов
...Установить в носовых симметрических отсеках броненосца броневые продольные переборки в том же расстоянии, той же толщины и того же способа крепления, как это было на «Цесаревиче». Прикрепить 5-пудовое зарядное отделение мины Уайтхеда так, чтобы ось его была нормальна к борту, против одного отсека заряд пироксилина, который взорвать.
Ввести броненосец в док, исследовать повреждение и исправить его. То • же самое проделать с 5-пудовым зарядным отделением, снаряженным мелинитом...
Капитан 2 ранга Муравьев
Дело в том, что на броненосце «Цесаревич», построенном во Франции, впервые были применены элементы конструктивной противоторпедной защиты (то есть продольные бортовые броневые переборки и продольные бортовые коридоры, заполненные углем). Капитан 2 ранга Муравьев в своей записке настаивал на практической проверке эффективности конструктивной противоторпедной защиты, поскольку по французскому проекту (несколько измененному) в России строилась серия броненосцев типа «Бородино». Таким образом, в русском флоте исследовались вопросы не только усиления заряды боевой части торпеды как таковой, но и учитывались варианты усиления конструктивной защиты крупных кораблей, в первую очередь - броненосцев.
Спасибо, что дочитали до конца, подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии. О других вопросах появления и развития торпедного оружия в русском флоте вы можете почитать здесь:
Торпеда должна не только быстро двигаться, но и попадать в цель - очевидное требование!
Совершенствование двигателей торпед в начале ХХ века
От создания собственных торпед - к дублированию иностранных...