Когда-то я любила петь. Мама хвалила меня, просила спеть брату колыбельную. Возможно, она и хитрила, говоря: "У тебя лучше получается". Может, ей так было проще засыпать. Но похвала делала свое дело – я с радостью выполняла ее просьбу.
Потом было так: папа начал постоянно пить, мама его боялась, и мы окончательно переехали к бабушке и дедушке. Я пошла в музыкальную школу, совершенствовала свои вокальные данные сначала только на хоре, а потом меня позвали в индивидуальное обучение. Это было радостно.
Как-то раз я готовилась к выступлению. Мне нужно было разучить довольно сложную песню, и я тренировалась в нашей с братом комнате. Это услышала бабушка. Она, движимая искренним желанием, пошла причинять мне добро.
– Вот тут ты пустила "петуха", – сказала она. – А здесь недотянула, я слышу. И вообще, стань ровно, подбородок вверх. Вдыхай носом.
Это было для моего же блага. Не было ни одного грубого слова. Умом я понимаю. Но пение на людях у меня отключилось на долгие годы. И похвалы мамы уже не работали.
Я не одна такая. Почти каждый человек, который приходит в терапию, говорит одно и то же. Критика. Воспитание критикой.
"Если все хорошо, я говорить ничего не буду, – считает родитель. – Но если где-то косяк, его озвучить я обязан".
Вот и получается, что ребенок слышит только то, что вот тут он ошибся и вот тут накосячил. А что его любят – не слышит, как бы искренне не заблуждались в этом родители.
– Но сын же знает, что я его люблю, – заявляет отец.
И он не видит, что ребенка трясет от страха после очередного "косяка". Потому что папа сразу же среагировал, позвонил и сообщил: "Хана тебе, малой!" Как же сын должен знать, что его любят? Купленные игрушки и аттракционы, как я вижу, не запоминаются. А "хана" – на раз.
Есть у этой критики и еще одна сторона. Тот, кто критикует другого, критикует и себя. Сидит у себя в голове Контролирующим Родителем. Раз за разом пресекая свои прекрасные порывы.
#психология #психолог #психолог_онлайн #епметод #епметодверыянышевой #естественнопсихическийметод #аутоординационный_метод