Дети, самостоятельно собирающие вещи в школу или в поездку – мечта любого родителя. Ведь обычно сборы – дело суетливое. Взять все важное, ничего не забыть, перепроверить за себя и за детей. Чаще всего эта обязанность ложится на плечи одного из родителей, который потом еще и оказывается виноват, если домочадцы что-то забыли.
Идеальный вариант, когда дети собирают свои чемоданы-рюкзаки сами, но такое само собой не случается. Можно ждать, пока они подрастут до 8, 10, 15(?) лет и надеяться, что у них вдруг проявится чувство ответственности и желание собираться самостоятельно. Хотя вряд ли. Зачем, если родители напомнят, все проверят и доложат забытое?
Мы пошли другим путем, и, вспомнив, курс возрастной психологии, прослушанный в институте, стали привлекать детей к сборам примерно с 3-3,5 лет.
Почему так рано? В этом возрасте у детей начинается кризис трех лет («Я сам»). Это единственный период, когда ребенок с удовольствием выполняет все взрослые дела, которые ему позволят делать. Медленно и кое-как (по нашим меркам), но сам, добровольно и даже с удовольствием.
В нашем случае все началось со сборов в путешествия. А к школьному возрасту дети уже были достаточно натренированы, и нервотрепка с ежевечерним собиранием портфеля всей семьей нас миновала.
Конечно, в начале никто не ждал, что трехлетки смогут собрать вещи в поездку с первого раза. Детям были выданы персональные рюкзаки и объяснено, что нужно сделать. Первые разы собирала мама вместе с каждым из детей, стараясь брать те вещи, которые выбирал ребенок, если они подходили.
Постепенно, детям давали все больше самостоятельности. Разрешили укладывать отобранные вместе вещи в рюкзак, затем самостоятельно отбирать вещи и показывать перед укладкой. Благо путешествуем довольно часто, и практики у них было хоть отбавляй.
У такого подхода есть свои плюсы и минусы.
Плюсы
- ребенок научится сам собирать свои вещи;
- у вас появится больше свободного времени, когда он освоит этот навык;
- у ребенка появится ощущение вовлеченности – из пассивного пассажира, которого посадили и везут, он превращается в участника путешествия;
- отлично развивает чувство ответственности;
- навыки самостоятельных сборов очень пригодились в первом классе, когда потребовалось каждый день собирать школьный рюкзак, не забывая ничего из множества важных для учебы вещей.
Минусы
- навык сформируется далеко не сразу, и поначалу на совместные сборы будет уходить больше времени, чем если бы вы сами упаковывали вещи ребенка;
- медлительность ребенка (ему, в отличие от вас важен сам процесс, а не результат) временами раздражает и нервирует;
- от ситуации «ой, забыл!» это не застрахует (но она будет происходить все реже);
- скорее всего, вещи будут сложены в рюкзак не слишком аккуратно.
А результат? В нашем случае дети к младшему школьному возрасту (уже) были способны самостоятельно собрать рюкзак за полчаса, подбирая вещи с учетом возможности похолодания/потепления и количества дней путешествия. Школьный рюкзак тоже с самого начала был их ответственностью (а родителям одной головной болью меньше). Мы проверяем, просто выслушивая перечень того, что уже уложено в рюкзак.
Если вещи окажутся уложены неаккуратно и в итоге помнутся – я переживу. Вытащим и разгладим, но зато мне больше не нужно собирать вещи за детей.
А что вы думаете о сборах детей в поездку (школу)? Есть опыт?
Полезно? Интересно? Мы старались для Вас!
Лайк, подписка, комментарий – лучшая поддержка!