Сегодня для рубрики #ДелаМузейные мы побеседовали с Надеждой Кулаковой, директором государственного историко-культурного и природного музея-заповедника Грибоедова Хмелита. Надежда Викторовна любезно рассказала о том, как в Хмелите заботятся о старинных деревьях, которые были взрослыми уже в грибоедовские времена.
Лечение долгожителей Хмелиты мы освещали и ранее, прошлой осенью, когда специалисты-дендрологи проводили предварительное обследование деревьев.
- Когда-либо до этого вы уже лечили деревья в парке Хмелиты или только обследовали их состояние?
- Мы долго наблюдали за нашими зелёными жителями парка и видели как они себя нехорошо чувствуют. Поэтому решили обратиться к специалистам и провести лечение старовозрастных дубов.
- Какие деревья лечили в этот раз и что говорят специалисты?
- Дубы в нашем парке трех возрастных групп: 100 лет, 200 лет и более 300 лет. Свидетели многих событий, происходящих в усадьбе. А вот с липой в мемориальной зоне разброс возрастной больше - есть новые посадки, от десяти лет, и есть старинные, старше 150 лет, хотя в нашей полосе липы и другие деревья обычно долго не живут.
Гордость парка - ясень, ему, по мнению специалистов, около 200 лет, он растёт возле пруда и представляет редкий в среднерусской полосе вид.
Возраст и состояние деревьев мы определяли после взятия керна. Хотя это процедура нам казалась не совсем аккуратной и безболезненной, но специалисты убедили, что деревьям ничего плохого не будет. В стволе просверливаются небольшие отверстия и определяют по характеристикам ствола и другим показателям возраст и состояние дерева.
- Откуда взялись следы огня на стволе одного из деревьев?
- Один дуб у нас, судя по всему, когда-то горел, свидетелей не осталось. Обугливание дуба произошло, вероятно, от молнии. Мог быть и костер, но после скорее всего молния, уж слишком характерно место возгорания для такого вида поджогов. Вертикальные трещины - это морозобоины. Стволы заросли и покрылись стволовыми вредителями.
- В чем заключается процесс лечения дерева?
- Специалисты из Москвы изготовили специальные скребки, которыми сначала обработали стволы больных деревьев, избавляя их от лишней заболевшей поверхности. Затем обработали защитным раствором - обычно это краска специальная, серого цвета, в состав которой входят препараты, приостанавливающие распространение роста грибков и прочих вредителей. Но самое главное - обеспечить правильное проветриваете дупла и непопадание воды напрямую в ствол деревьев.
Мы заделали трещины и обеспечили свободный обдув, чтобы ствол мог дышать и проветриваться. Раньше делали а-ля пломбы в дуплах, что очень вредило самому дереву, оно гнило и потом умирало. Мы применили другую методику и полагаем, что при грамотном уходе наши дубы будут радовать всех нас ещё очень долго.
- Есть ли на территории заповедника вне парка Хмелиты столь же старые деревья?
- На территории заповедника осталось несколько фрагментов парков от некогда процветающих здесь усадеб, это усадьба «Григорьевское», где когда-то жили Лыкошины, которые были в дальнем родстве с Грибоедовыми. Там остались аллеи и фрагменты парка. Музей-заповедник хочет заняться благоустройством территории в ближайшем будущем. Это и усадьба «Богородицкое», где сейчас находится наш военный мемориал «Памяти воинов западного и резервного фронтов», в парке остались липы, некогда была большая оранжерея и заповедные зоны, окружающие усадьбу «Хмелита».
Подписывайтесь на музей в инстаграме и следите за новыми историями гнезда семьи Грибоедовых.