Найти тему
FitBody - Все о Спорте!

Суперкомпенсация или коротко о том, как растут мышцы. Оказывается, нам врали…

уперкомпенсация – способность организма после каких-либо физических нагрузок восстанавливаться до уровня, выше начального. Иными словами, была мышца, вы позанимались, мышца разрушилась, а потом бац, выросла больше прежнего, опять мы занимаемся, разрушаем, потом опять растет больше прежнего… именно так и сказано во всяких учебниках, во множестве «научных» пособий, касающихся тренировочного процесса. Именно так заставляют думать инструкторов и тренеров, при их обучении. Признаться честно, я и сам был ровно такого же мнения, поскольку эту информацию я и читал во всех источниках. Оказывается, нам просто врали…

Никакой суперкомпенсации в организме нет. Во всех учебниках описывается пустая демагогия. Никто никогда не определял ни работоспособность, ни утомление, ни суперкомпенсацию. На самом деле речь идет о восстановлении гликогена, который к росту мышц отношения не имеет. Мышцы это миофибриллы и митохондрии. Они не разрушаются. Точнее, они могут разрушиться, но если человек находится в форме, то сами по себе они не разрушаются. С помощью упражнений, «приходят» гормоны, которые «обращаются» к ДНК, и та, в свою очередь, дает «разрешение» на рост мышцы. То есть мышца растет не от того, что в ней там происходят какие-то микротравмы, и при этом она восстанавливается, становясь толще. Нет и еще раз нет!!! Мышечное волокно состоит из миофибрилл, я писал об этом в статьях ранее. И вот эти миофибриллы строятся с нуля, увеличивается их количество, отсюда и «мышца растет». Но это все не суперкомпенсация.

Мышцы растут, адаптируясь к нагрузке, некий такой биологический ответ, но не в виде суперкомпенсации, а в виде информационной РНК.

Все это вранье появилось в 50-х годах, где изначально измерялся уровень гликогена, а потом произошла подмена понятий, и стали говорить о работоспособности (суперкомпенсации). В основе построения и планирования тренировочных нагрузок была заложена идея суперкомпенсации. Был такой физиолог Фольборт, графики которого и по сей день, мы воспринимаем за истину. Если посмотреть графики ниже, то видно, что есть некая работоспособность, которая снижается при выполнении тренировочного процесса.

Потом идет восстановление работоспособности. Потом она опять снижается, и опять восстанавливается, и каждый раз восстановление идет с избытком, который и назвали суперкомпенсацией.

На самом деле, этот самый Фольборт никакой работоспособности не измерял. Он измерял изменение концентрации гликогена в мышцах и печени у крыс. Он заставлял их непрерывно плавать в течение нескольких часов, потом их вскрывали, и смотрели как быстро восстанавливается запас гликогена. Через сутки происходило полное восстановление, а на 2-3 сутки наблюдалась суперкомпенсация гликогена. Но гликоген это не работоспособность. Был такой физиолог Николай Николаевич Яковлев, который взял и поменял «гликоген» на «работоспособность».

Отсюда и стали придумывать разные варианты, связанные с реализацией этой самой суперкомпенсации. Матвеев, Сергеев, Монахов, и еще всякие там физиологи стали придумывать какие-то графики, рисовать какие-то кривые и прочее.

Мало того, спортивный результат вообще, по сути, не зависит от гликогена. Он зависит от миофибрилл и митохондрий. Но после тренировки масса миофибрилл и митохондрий тоже не меняется, она остается прежней. Большинство спортсменов, после выступлений на каких-нибудь соревнованиях, могут легко повторить свой результат. Это я пишу в общем и целом, понятно что плюс-минус какие-то отклонения будут. К примеру, взять прыжки в длину, спортсмен может со второй попытки даже прыгнуть дальше, чем при первой. Выходит, работоспособность наоборот увеличилась? Или, к примеру, велосипедист проехал 25 км, а тренер вдруг решил, что ему еще 25 нужно проехать, и тот проедет практически с таким же результатом. Потому что никакого снижения работоспособности не происходит. Пока есть запасы гликогена, результат будет таким же. И этот результат определяется уровнем порога анаэробного обмена – это такой уровень интенсивности нагрузки, при котором концентрация лактата в крови резко повышается (подробнее расскажет Гугел, если интересно). И вот этот порог анаэробного обмена несет митохондрия. А они ведь никуда не деваются.

Поэтому все эти идеи суперкомпенсаций ложные, и мышцы растут не от микротравм, а благодаря информационной РНК.

Хороших вам тренировок!

Большое спасибо профессору Селуянову Виктору Николаевичу!