Несколько раз просыпаюсь по причине того, что пишу рассказ. Спросонья не понимаю в чём его суть. Повспоминав сон пару минут понимаю, что всё это происходило со мной на прошлой неделе наяву и начинаю писать рассказ уже в мыслях. Ещё через пару минут засыпаю, и всё повторяется по новой.
Верните мой старый мир
Неделю назад я в голос стонала о том, что хочу возвращения моего старого мира. Пусть уберут из Старицкого монастыря всех этих бесцельно слоняющихся туристов. Пусть они исчезнут с валов древнего городища. Пусть не бродят неприкаянными по улице, которую считают единственной в городе.
Повторилось жуткое ощущение дикости происходящего, когда входишь в Московский кремль, а там звучит только китайский язык… Когда вдруг узнаешь, что Екатерина II, якобы, недолюбливала Пушкина… что жители Санкт-Петербурга выживают только за счет собранного на берегах Невы янтаря… На забитой автомобилями парковке корячились, пытаясь развернуться 3 автобуса. Процесс укладывания бордюров и плитки им скорее мешал, чем помогал. Но без бордюров жить стало невозможно даже в Старице.
Гиды вывели туристов в монастырь, минут десять помахали руками в разные стороны и распустили. Куда податься? Пирожки!!! Это правильно и понятно, но всем не хватило… Туалет!!! Очень нужно, но 2 кабинки с потоком страждущих не справлялись… Особо активные наматывали круги вокруг уникального комплекса архитектурных памятников, по причине позднего времени открыт был только Успенский собор…
А в моём старом мире чего было хорошего?
Я работаю в монастыре давно. С тех пор, как в перестроечные годы его передали церкви. Тогда, в конце 90-х ободранные купола Успенского собора пытались перекрыть заново. И сотрудницы краеведческого музея, занимавшего Введенскую церковь, рассказывали, как по вечерам наблюдают за процессом снятия новой кровли с каким-то там процентным содержанием меди. Я удивлялась:
-А чего милицию не вызовете?
-Вызываем. Не едут…
Вся страна – бандитский Петербург…
Насельников в те времена в монастыре было двое – настоятель Гермоген и монах Веньямин. Настоятель жил где-то в городе, а Веньямин устроил себе келью в колокольне, больше жить ему было негде. Зимой в монастырском дворе честно работало 2 человека: Веньямин - в холщовой рясе и кирзовых сапогах колол дрова и чистил от снега дорожку; я - в не спасающем от мороза пуховике рассказывала неведомо каким ветром занесённым в Старицу туристам вечную историю проклятия Соломонии Сабуровой. Музейные работники и преподы школы искусств прятались за стены не сильно тёплых кабинетов. А больше тут вообще никого не было. С тех пор Веньямин тайком узнаёт меня и сейчас, хотя в нынешнем сане ему, этого делать, похоже, не велено.
Вот тогда и произошла со мной странная история, заставившая задуматься о понятиях, моему тогдашнему миру не свойственных - исихазме, святых, вечности…
Загадочная дверь
На углу монастырской колокольни была вечно закрытая дверка в подлет, где лежала надгробная плита с могилы первого русского Патриарха Иова.
Его канонизировали только в 1989 году. Монастырь передали церкви спустя 10 лет. В запустелом Успенском соборе начались службы, но о том, что по субботам загадочную дверь открывают, чтобы провести у надгробия службу, я не подозревала.
Как-то летом мы чертили по району в поисках брода через Холохольню. Мокрые и голодные заскочили в монастырь и обомлели, увидев приоткрытую дверь. Осторожно просочившись в подклет оказались единственными мирянами на службе у гробницы патриарха. Настоятель Гермоген читал нескончаемую молитву, монах Веньямин перемещал в пространстве требуемые предметы, две девицы пели, заменяя церковный хор. На трёх кв. метрах не заметить нас было трудно. Под одобрительным взглядом настоятеля мы замерли у стены. Демонстративно уйти со службы было политически неверно.
Патриарх Иов
Я стояла и думала об Иове. Странная судьба. Кого из учёных не почитай – крайне неоднозначная персона в русской истории. Даже для смутных времён - невероятная. Но у каждого человека в жизни бывает момент, когда он понимает, зачем пришёл в этот мир. Как же он решился взять на себя грех всей страны? Ведь знал, что с таким грузом за плечами не живут – в Москве не остался, вернулся в Старицу и умер здесь в 1607 году. В монастыре его и похоронили. А кому он там в Москве был нужен?
Справедливость решил восстановить царь Алексей Михайлович. Широким массам он известен, как как отец Петра I. В истории России дел царь совершил предостаточно, но из-за своей крайней религиозности прозвище имел – «Тишайший». Вот он и приказал перезахоронить останки первого русского патриарха там, где лежат все митрополиты и патриархи – в Москве, в Кремле, в Успенском соборе.
Стояла я у стеночки и раздумывала на тему морально-этических аспектов этого действа. Дело в том, что в истории Старицы есть очень интересный момент. Лошади вывезли носилки с останками патриарха на высокий берег Волги и встали. А потом 12 часов возницы не могли сдвинуть их с места. То ли прощался патриарх со Старицей, то ли пытался объяснить, что никуда уезжать не хочет. Этот факт так поразил горожан, что они установили на берегу часовню, которая простояла чуть ли не до революции.
Свеча
Но если так, то мощи Патриарха в Москве, а Душа? Душа, получается, у нас. И никто никогда не сможет узнать верно ли это. А жаль…
Я думаю об этом и смотрю на огонёк потухающей в песчаном подсвечнике свечи. Свечка копеечная, растаяла за 5 минут. Сейчас мигнёт в последний раз и потухнет. В голове появляется странная мысль. Будто бы и не моя.
-Если свечка не потухнет до конца службы, то Душа здесь.
Хочется спросить, кто это со мной говорит. Но кого спрашивать-то? Я стою и смотрю на свечу. Я не знаю сколько будет длится служба. Я очень хочу, чтобы огонёк не потух. Но гореть там нечему.
Настоятель Гермоген читает молитву за молитвой. Огонь горит…
Монах Веньямин ходит с кадилом по подклету – огонь горит…
Девушки поют – огонь горит…
Чему там гореть-то? Полчаса, наверное, прошло… Настоятель обращается с проповедью к пастве. Кроме нас никого нет, сегодня паства – мы. Огонь горит…
Паства подходит под благословление. Огонь горит!
Как я узнаю, что служба закончилась? Огонь горит!!!
Все выходят. Веньямин тушит свечи. Я хочу крикнуть ему, чтоб не трогал огонь. Но молчу, понимаю, что он, всё равно, не успеет. Служба закончилась. Огонь вспыхивает в последний раз. Как улыбка неведомой Души… И нас накрыл полумрак.
Эксклюзивное положение
С тех пор я ощущаю некую особенную важность своей работы. Кем-то приветствуются приходы моих туристов к надгробию. Мои наивные истории о подвиге патриарха кто-то благосклонно выслушивает. Мне всегда открываются запертые двери, продаётся последний пирожок. Я не наглею, но не замечать этого было бы совсем уж глупо. Он очень любит, когда в монастырь привозят детей. Но школьные автобусы из Твери едут в Старицу всё реже и реже.
Скандал
В толпе, бродившей по монастырю, шесть моих туристов оказались каплей. Так что слушателей в этот раз у меня было много. Ну и не жалко. Наоборот, выступаешь, как в театре))) В подклете у Иова было как всегда – пусто и сумрачно. Здесь хорошая акустика, слышно всё, даже если говорить совсем тихо. Мы стояли и говорили о Патриархе. Я давно заметила, если о его подвиге говорить у надгробья, слова приобретают особую весомость и значимость.
В подклет вошел человек. Я его не видела, он всё время оставался у меня за спиной. Постоял. Помолился. Встал на колени. Положил лоб на стекло, которым год назад накрыли камень. Я подвинулась в сторонку. Стала говорить тише. Историй про детей при нём не рассказывала. Не к чему это если у человека горе. Уйдёт и расскажу. После этих историй даже те, кто в сомнениях, понимают, что здесь могут получить помощь. Так и получилось. Я на улицу пошла, а гости мои – к гробнице.
Мы стояли на улице впечатлённые произошедшей в нашем сознании переменой. Я рассказывала о Пелагее и про сандаль - не самая простая история. Когда доскажу, пойдём в собор. И мощи, и сандаль там. Получится – как последний аккорд…
К нам подошел богато одетый человек. Из тех, что на автобусах не ездят. Подошел и начал кричать, на тему как я посмела так долго находится в подклете. Ему моё бормотание мешало общаться со святыней. Я была не совсем в этом мире и не сразу поняла, что происходит.
-Ты кто?
Но он продолжал кричать. Несомненно, ему было очень важно, чтобы Иов услышал его просьбу. А мы ему помешали. Он кричал, а в подклете не было никого. НИКОГО!!! Иди и проси. Но он кричал.
-Ты кто?
Он, оказывается, не один. Женщина в странно намотанном на голову палантине стала помогать ему кричать. У них беда, но ведь крик не поможет! Мне делается плохо от воспоминания, как давеча ругавшая мужа туристка забыла нагнуться в дверном проёме и треснулась головой о стену так, что чуть глаза из очков не выскочили. А потом всё удивлялась, как это она не заметила, что арка такая низенькая.
-Ты кто?
Наконец он замолчал. Наверное, не привык, когда ему задают такой простой вопрос.
-Не нужно… Не кричи… Ты же о чем-то попросить пришёл? Иди и попроси. Здесь не надо кричать… Ты же хочешь, чтобы тебя услышали…
Я не знаю, понял ли он меня. Может быть, где-то в далёких странах, где он привык путешествовать, это допускается. Может быть, там даже представить себе невозможно, что святыня - это не камень, что не важно, лежит твоя голова на камне или нет. Что это - как песня...
Ликам на иконах улыбаться не положено
Туристы мои стояли с квадратными глазами. Пришлось объяснить им, что у человека беда. Мы пошли в собор, а я стала думать на тему, что это я не права, что нужно менять свое поведение в соответствии с новой реальностью. Менять поведение не хотелось. Более того, что-то внутри меня упиралось и противилось изменениям. Вот дела. Вообще теперь в подклете не говорить? Как понять-то?
Я показала туристам, где стоит рака с Пелагеиными мощами, где сандаль, и пошла на улицу. В углу у свечного ящика стояли иконы на продажу. На меня смотрел Иисус Христос и улыбался. Я не поняла и прошла мимо. Стоять!!! Лики на иконах не улыбаются. Я обернулась - он улыбался. Когда понял, что я не только заметила, но и осознала - улыбаться перестал, потому что ликам на иконах улыбаться нельзя.
А я сразу вспомнила про свечу.
Истина где-то рядом. Правда передаётся из уст в уста.
Я буду рада, если эта статья поможет вам быть здоровыми и счастливыми.
Каталог моих авторских экскурсий доступен в Контакте, в разделе статьи.
С уважением, Лена Маринина.