В советское время на вопрос, вынесенный в заголовок, ответили бы с изумлением: «А как иначе?». Пересмотрев многочисленные советские статьи про «Дом Павлова», можно резюмировать так: этот дом был одним из ключевых участков обороны, его отбил у немцев сержант Павлов с ещё тремя бойцами, а затем возглавив интернациональный гарнизон из трёх десятков человек, два месяца отбивал атаки немцев, уничтожив множество фашистов. Как писал генерал Чуйков, при штурме «Дома Павлова» немцы потеряли больше солдат, чем при взятии Парижа в 1940 году. Генерал Родимцев писал, что этот дом имел для немцев столь важное значение, что на карте Паулюса он был отмечен отдельно, как крепость.
Вот строки из приказа о присвоении сержанту Якову Павлову звания Героя Советского Союза от 30-го ноября 1944 года:
Дом от немцев постепенно весь был очищен и занят четверкой храбрецов. Установив трофейные пулеметы, оставленные немцами, Павлов занял круговую оборону. Обороняя дом с трех сторон, четверка храбрецов удерживала его в продолжение 30 суток, отразив при этом более 40 контратак и уничтожив до батальона пехоты немцев. Лично сам Павлов истребил более 90 немцев. Дом был удержан до полной ликвидации окруженной группировки немцев. 25.11.42 г. во время боев в г. Сталинграде тов. Павлов был ранен и эвакуирован в госпиталь.
Если, конечно, исходить из написанного, то тогда, разумеется, вопрос в заголовке действительно нелепо выглядит.
Но, мы же не в советское время живём. Во всяком случае, никто не заставляет историков следовать строго указаниям Политбюро. А в том, что касается Сталинградской битвы, или, точнее, её подробностей, то на сегодняшний день мы знаем очень-очень мало. Однако ответить на вопрос про «Дом Павлова» имеющейся информации уже хватит.
Для начала давайте уточним кратко историю этого дома осенью 1942 года.
25-го сентября бойцы 3-го батальона 42-го гвардейского полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии заняли четырёхэтажный дом на площади 9-го января. Он получил потом название «Дом Заболотного», по имени лейтенанта Н.Е. Заболотного, который руководил находившимися там бойцами. Ночью, младший сержант Я. Павлов с тремя бойцами отправился на разведку в соседнее здание, и, так как немцев в нём не было, занял его. Командир батальона капитан А.Е. Жуков на своей карте обозначил новый ориентир, как «Дом Павлова».
Через два дня для этого дома был выделен гарнизон, как для нового опорного пункта примерно из трёх десятков человек, куда входили пулемётчики, бронебойщики, миномётчики. Возглавил гарнизон лейтенант Афанасьев, как старший по званию. Другим офицером был командир миномётчиков младший лейтенант Алексей Чернушенко. Позже на чердаке разместили корректировщиков, туда провели связь.
Точное количество бойцов, их звания и фамилии до сих пор неизвестны. Причин для путаницы тут много, в том числе и такая: один из бойцов А. Сугба, дезертировал 23-го ноября, да потом ещё и проявился в рядах «власовцев». Сначала про него упоминали, как про погибавшего при защите «Дома Павлова», а потом и вовсе исключили из списков.
26-го сентября немцы закончили очередной штурм на этом направлении. Как можно увидеть по документам, и, в первую очередь, по картам, в дальнейшем они сосредоточили свои усилия на другом участке фронта, в районе Мамаева кургана, и для 13-й дивизии генерала Родимцева наступила передышка. Позже ей ещё очень сильно достанется, но сам «Дом Павлова» немцы не штурмовали. Он не представлял для них интереса, и нигде не упоминается в документах.
Тут сразу стоит сделать ряд уточнений. Если на участке не было крупных боёв, это не значит, что там все мирно отсыпались. Когда на участке какой-то роты за день с двух сторон прозвучало лишь пять-шесть пулемётных очередей, то в масштабах командира дивизии на том участке ничего существенного не произошло. А для командующего армией так и вовсе полное затишье. И только для рядовых солдат участка, которые стреляли, и в которых стреляли, шла настоящая война. В которой по-настоящему погибали.
Поэтому надо понимать, что гарнизон «Дома Павлова» действительно два месяца воевал, а не наслаждался тишиной. Просто в масштабах огромного сражения его действия, так же, как и действия бойцов соседнего «Дома Заболотного», и множества других подобных домов, не имели такого значения, чтоб хотя бы быть отмеченными в дивизионной сводке за сутки. Говорят, что «Дом Павлова» в документах 13-й гвардейской дивизии упоминается два раза. Я, видимо, искал не очень внимательно, потому не нашёл ни одного.
Но ещё раз повторю, гарнизон воевал, и люди там погибали, пусть и потери были относительно невелики.
Кстати, гарнизон действительно был интернациональным, что, на самом деле, должно показаться удивительным. Всё-таки гвардейская дивизия. Но на самом деле в дивизии Родимцев уже давно не служили десантники, как любили писать. Хотя дивизия действительно сформирована из остатков воздушно-десантного корпуса, но к тому времени она уже не раз была разгромлена и восстановлена, и сменила подавляющее большинство личного состава. Уже в ходе уличных боёв в Сталинграде, дивизия Родимцева получила маршевое пополнение, и как я понял, в основном из представителей Средней Азии: необстрелянных, необученных, плохо знающих русских язык. В дивизии их всех подряд (независимо от национальности) называли «узбеками». Воевали они, мягко говоря, не очень хорошо, имели случаи, когда из-за отказа идти в атаку не просто срывалось выполнение боевая задачи, но и погибали опытные бойцы. В 39-м гвардейском полку, например, шестерых «узбеков» расстреляли за «самострелы».
В ходе оборонительных боёв в гарнизоне почти не было потерь. Практически все бойцы «Дома Павлова» погибли или были ранены уже в ходе ноябрьского наступления и боёв за «Молочный дом». Тогда же ранило в ногу младшего сержанта Павлова и тяжело контузило лейтенанта Афанасьева. Точных же данных о потерях в боях на сталинградских улицах вообще нет.
Вот яркий пример. В феврале 43-го на площади 9-го января, рядом с руинами «Дома Павлова», появилась огромная братская могила бойцов и командиров 13-й гвардейской дивизии. В ней похоронили около 1800 бойцов и командиров. Известны имена лишь 80 из тех, кто там лежит.
После освобождения города появились и надписи на стенах:
Тогда же было отснято и много фотографий про Сталинградскую битву, которые потом публиковались в различных книгах и учебниках. Сейчас точно сказать, что было снято в ходе боёв, а что является последующей реконструкцией и постановочными кадрами сложно, но энтузиасты продолжают эту работу.
Почему же «Дом Павлова» так прославился?
А прославился он как раз потому, что находился в октябре в стороне от места основных боевых действий. И потому в дивизию Родимцева особенно охотно приезжали журналисты и писатели.
Тут стоит вернуться к началу истории. Через два или три дня, после того как «Дом Павлова» был занят, старший политрук 42-го гвардейского полка Л.П. Корень напишет заметку о нём в политотдел 62-й Армии. Это заметка так бы и затерялась среди множества других таких же, но… история эта показалась интересной армейским агитаторам. Конечно, после определенной доработки. В первой статье, которая вышла в газете 62-й армии 31-го октября, уже командиром гарнизона стал сержант Павлов, а про лейтенанта Афанасьева забыли, причём, навсегда. А в ноябре с Корнем встретились столичные журналисты, и вскоре в газете «Правда» появлялась серия очерков «Сталинградские дни», один из которых назывался «Дом Павлова». Вот собственно с этого и началась слава «Дома Павлова».
Ни в коей мере не хочу умалить заслуги гарнизона «Дома Павлова», но как-то хотелось бы не забывать и про остальных участников, заслуги которых, как минимум, не меньше. Как-то совсем нехорошо получилось с лейтенантом Афанасьевым, про которого забыли.
Иван Филиппович Афанасьев после контузии ослеп, но даже в таком состоянии сумел написать свою книгу воспоминаний «Дом солдатской славы». Врачи после двенадцати лет борьбы смогли вернуть ему зрение, он сопровождал вечный огонь при открытии мемориала на Мамаевом кургане, но… несмотря на письма бойцов гарнизона «Дома Павлова», комбата Жукова и других участников, во всех официальных источниках так и остался фигурировать сержант Павлов.
К сожалению, с «Домом Павлова» получилось, как и со многими другими историями, которые активно взяли в обработку тогдашние агитаторы. И в результате, выдуманные журналистами истории заслонили реальные подвиги реальных солдат и офицеров.
До сих пор никто не написал подробную историю Сталинградской битвы. Может быть это когда-то случится…
Пока же будем собирать хотя бы отдельные эпизоды.
Рекомендую вам мою статью: