Найти тему
39,4K подписчиков

«Молчалины блаженствуют на свете!»

2,7K прочитали
Из цикла "Вечно живая комедия"   Горькое восклицание Чацкого, увы, совершенно справедливо. И не просто блаженствуют, но имеют своих сторонников и сейчас.

Из цикла "Вечно живая комедия"

Горькое восклицание Чацкого, увы, совершенно справедливо. И не просто блаженствуют, но имеют своих сторонников и сейчас. Не случайно же я прочитала в одном из комментариев о Молчалине: «Я не сомневаюсь в его глубинной порядочности». А вот я, простите, не сомневаюсь в его открытой непорядочности. Давайте попробуем разобраться. «При батюшке три года служит»,- скажет Софья. Видимо, появился он в доме Фамусова незадолго до отъезда Чацкого, после которого оскорблённая Софья и обратила на него внимание.

Кто-то из комментаторов сравнил отношения Софьи и Чацкого три года назад с отношениями Наташи Ростовой и Бориса Друбецкого. Мне думается, это не совсем верно. Хотя Софья в тот момент всего на год старше Наташи, она совсем другая, видимо, более взрослая. Сравним условия жизни обеих девочек: Наташа – младшая, заласканная дочь в дружной и любящей семье. Софья рано потеряла мать, воспитывалась гувернанткой, а Фамусова ласковым отцом назвать трудно. Кроме того, вспомним, мы никогда не видели Наташу с книгой, а Софья явно хорошо начитанна, мне кажется, в этом она ближе (и не я первая это заметила) к Татьяне Лариной. Очевидно, Софья, в силу всех этих условий, повзрослела намного раньше. Такое в то время бывало. Я писала в одной из статей, что, когда 14-летняя Лизанька Коновницына была пожалована фрейлиной, в семье не тревожились, считая девочку достаточно взрослой, сама же она много спустя писала, что, «начиная с двенадцатилетнего возраста... привыкла сосредоточивать своё внимание на самой себе, иметь собственную волю, иметь собственное мнение». Мне кажется, такова и Софья. И, как я уже писала, именно опираясь на прочитанные книги, избирает она себе Молчалина, причём явно надеясь на соединение с ним. А он?

И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека…

Я уже писала о «маленьких наполеонах», которые не останавливались ни перед игрой в любовь, ни перед откровенной ложью, когда нужно было достичь своей цели. Любит ли он Софью? Думаю, ему просто выгодно представиться влюблённым. И.А.Гончаров скажет о нём: «Это домашний кот, мягкий, ласковый, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично». И, добавим, очень осторожно:

… А меня так разбирает дрожь,
И при одной я мысли трушу,
Что Павел Афанасьич раз
Когда-нибудь поймает нас,
Разгонит, проклянёт!..

Именно поэтому так напугает его обморок Софьи из-за его падения, что он даже посмеет упрекнуть её: «Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны», «Не повредила бы нам откровенность эта». «Злые языки страшнее пистолета», и Фамусов может узнать…

А вот его словам «Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного» я не верю абсолютно. Уж очень похоже на басню про лису и виноград. Конечно же, видит, но (будучи «умён, как дьявол», в определённых предметах) ясно понимает, что ни при каких условиях Фамусов на их брак не согласится, а потому и уверяет:

Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим.

Иллюстрация Д.Н.Кардовского
Иллюстрация Д.Н.Кардовского

И говорит он это Лизе. Помните, Толстой писал о «тяжёлой меланхолической службе при Жюли», которую нёс Борис Друбецкой. Похоже, что примерно так же ощущает себя Молчалин, ведь ему нужны не только вздохи в ночной тиши, – вот он и обращается к Лизе - служанка, по его мнению, куда доступнее, он даже позволяет себе за глаза оскорблять Софью («Пойдём любовь делить плачевной нашей крали»), однако слышит от неё: «Прошу подальше руки».

Но посмотрите, что будет дальше! Его откровения услышаны той, о ком он злословит. «Ферзь тоже разочарована насчёт своего сахара медовича», - напишет Грибоедов. И что же? Молчалин будет ползать на коленях, вымаливать прощение, его фраза «Шутил, и не сказал я ничего окроме…» мне больше всего напоминает столь распространённое сейчас «Вы меня не так поняли», однако Софья непреклонна и требует покинуть её дом. Но… Неожиданно появляется Чацкий, и, воспользовавшись поднявшейся суматохой, «Молчалин скрывается к себе в комнату».

Рисунок Т.В.Шишмарёвой
Рисунок Т.В.Шишмарёвой

И выходит сухим из воды: Фамусов застал дочь с Чацким, решил, что «всё это заговор», и теперь его уже ничто не переубедит. Так что Алексей Степанович по-прежнему может продолжать свою службу. Мне случилось видеть постановку, где при последних словах Фамусова Молчалин выходил из своей каморки и хлопотал вокруг благодетеля – как единственный, не предавший его!

Что будет дальше с Молчалиным?

А впрочем, он дойдёт до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.

Дойдёт ли? Думаю, несомненно. Интересно, что у Е.П.Ростопчиной Молчалин представлен как действительный статский советник, а это уже чин 4 класса! И, думаю, обретёт твёрдую походку и поучать других будет, подобно Фамусову. Но вот главное-то останется: беспринципность, умение извлечь выгоду даже из отношений к женщинам, умение «сгибаться вперегиб» перед нужными людьми (ведь всегда кто-то будет выше его!) А ведь совсем скоро – 1825 год, который расколет общество на тех, «которых вешают», и тех, «которые сами вешают». С кем окажется Молчалин? Думаю, ответ ясен.

Несколько слов по поводу комментариев к предыдущей статье

Во-первых, мне указали на неверные выводы: те, кто служил в архивах, были "соком умной молодёжи" Москвы. Отнюдь не оспоривая этого суждения, напомню всё же, что Молчалин по архивам лишь числился, служа в доме Фамусова, а посему к "архивным юношам" не принадлежал.

Во-вторых, вопрос о возрасте Молчалина, к кому он ближе годами - к Чацкому или Скалозубу. Кто-то написал, что ему лет 25-27. Я думаю, что он примерно одних лет с Чацким, иначе вряд ли Софья так увлеклась бы человеком намного старше себя, да и сам он держал бы себя по-другому. В те времена 27 лет - достаточно зрелый возраст, Молчалин же более инфантилен, что ли.

В-третьих, меня спросили, есть ли у Молчалина шанс жениться на графине-внучке. Думаю, что именно на ней – нет (слишком спесива, "в девках целый век", вряд ли на него польстится), но вполне вероятно, что найдёт себе выгодную невесту (мне почему-то кажется, что не родовитую, но богатую, польстившуюся на его потомственное дворянство). Во всяком случае, он ещё в начале своего пути. И Н.В.Гоголь верно заметил: «Молчалин – замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…»

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!

Все статьи о "Горе от ума" - здесь

Навигатор по всему каналу здесь