Не так давно я опубликовал несколько статей, в которых описывал права инспекторов Какие права у производственного охотинспектора? и Федеральный государственный охотничий надзор. Права инспектора. два этих материала вызвали бурную дискуссию и комментарии в части осмотра вещей охотника и остановки транспортных средств, о чем я писал говоря о производственных инспекторах. Законности действий или наоборот, из незаконности.
И сегодня я хотел бы сделать несколько утонений или дополнений к этим материалам.
Напомню, что законодатель разрешает осуществлять осмотр вещей охотников, которые находятся при указанном лице (это также распространяется на орудия охоты и продукция охоты), а также возможность осуществлять остановку и осмотр транспортных средств лишь при наличии достаточных данных о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (смотрите ст. 41 федерального закона об охоте).
Как мне представляется, а это также нормы закона, под достаточными данными, которые сподвигли инспектора на определенные действия, о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов понимается - "установление факта проведения процесса охоты". Смотрим п. 5 ст. 1 федерального закона об охоте. Охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. В случае отсутствия таких данных - осмотр, а тем более остановку транспортных средств можно считать незаконными.
И еще одну цитату из комментариев юристов я хотел бы привести: "Согласно подп. 20 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ (ред. от 5 декабря 2017 г.) "О полиции" останавливать транспортные средства сотрудник полиции имеет право, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, а п. 2 той же статьи определяет, что право осуществлять указанные действия предоставляется специально уполномоченным сотрудникам полиции. Участковым уполномоченным полиции в соответствии с Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. N 1166 (ред. от 8 сентября 2016 г.) "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции" тоже предоставлено названное право на остановку транспортного средства, но также в связи с обеспечением безопасности дорожного движения. Сотрудники упомянутых спецподразделений в настоящее время входят с состав войск Национальной гвардии и в соответствии с п. 29 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ (ред. от 5 декабря 2017 г.) "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" имеют право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на войска национальной гвардии обязанностей по участию в обеспечении безопасности дорожного движения".
То есть, сотрудники правоохранительных органов, которые могут быть привлечены и привлекаются к взаимодействию с производственными охотничьими инспекторами, правомочны останавливать транспортные средства только в целях обеспечения безопасности дорожного движения, но никак не в целях осуществления производственного охотничьего контроля.
Исходя из этого можно предположить, что действия производственных охотничьих инспекторов по остановке транспортных средств в охотничьих угодьях с целью проверки документов, которые могут проводиться совместно с сотрудниками правоохранительных органов - незаконны. И о незаконности можно говорить до тех до тех пор, пока у производственного охотничьего инспектора не будет собрано достаточных материалов о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов совершенных охотниками. Я смею предположить, что инспектор должен увидеть или зафиксировать (применяя фото или видео фиксацию) действия со стороны охотника по поиску, выслеживанию, преследованию охотничьих ресурсов, их добыче, первичной переработке и транспортировке.